Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини
Не окончена. Не позднее 1842
- Холст, масло. 249 x 176
- Ж-5093
Пост. в 1897 из Александровского дворца (Царское село); ранее (до 1870) - в собр В.А.Кокорева (Москва); ранее - в собр. Ю.П.Самойловой
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Портрет был написан, по всей видимости, в Петербурге в 1839–1840, когда Самойлова прибыла в Россию по семейным обстоятельствам.
Самойлова, урожденная Пален, Юлия Павловна, (1803–1875), последняя из рода Скавронских, дочь генерала от кавалерии графа П. П. Палена от первого брака с графиней М. П. Скавронской. С 1825 жена флигель-адъютанта графа Н. А. Самойлова, во втором браке за итальянским певцом Пери, в третьем за французским дипломатом графом де Морнэ. Владела огромным состоянием. Знакомство Самойловой и Брюллова произошло в 1820-х в Италии. Отношения их были близкими, поговаривали даже о женитьбе.
Собственных детей Самойлова не имела, но постоянно заботилась о двух приемных девочках. Маленькую дочь композитора Джованни Пачини Амацилию она удочерила, а ее сестру, Джованнину, сделала своей воспитанницей. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 135.
Алый занавес и мощный ствол ионической колонны, разделяя пространство на первый и второй планы, образуют подобие сцены, где в полном великолепии раскрывается яркая и артистичная натура графини Юлии Самойловой, рядом с ней ее воспитанница – итальянская девочка Амацилия Пачини. На заднем плане можно разглядеть и средневекового шута, и Гермеса с кадуцеем, увитым змеями и бородатого вельможу в турецком одеянии. Графиня изображена удаляющейся с бала-маскарада. Известно, что Карл Брюллов намеревался создать аллегорический «маскарад жизни». Такая тема объясняет и фантастические костюмы и яркий, огненный колорит картины. Отношение художника к Самойловой граничило с благоговением: он неоднократно писал портреты графини, её черты можно узнать в облике героинь грандиозного полотна мастера — «Последний день Помпеи».