Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса
1810-е
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
Выставка «Два века русской живописи и скульптуры». Париж, Осенний салон, 1906 год.
Этот показ произвел настоящий фурор, ведь впервые русское искусство было так широко показано за границей. 750 экспонатов 103 художника заняли 12 залов Гран-пале (Большого дворца)! «Биржевые ведомости», сообщали: «Французам так понравилось наше искусство, преимущественно старое, что они решили ежегодно отводить русскому отделу целую анфиладу зал». Об этом и мечтал Дягилев, настойчиво повторяя в своих статьях мысль, что необходимо «порвать с самоизоляцией русской культуры…».
Выставка в Осеннем салоне являлась ретроспективой, логично возникшей после успеха Таврической (1905). Фактически экспозиция охватывала больший временной отрезок, поскольку начиналась изумительной по красоте коллекцией древних икон. В разделе искусства XVIII — начала XIX века лучшие портреты недавней Таврической выставки были дополнены пейзажами, жанрами и графикой. Среди пейзажей большим успехом пользовались работы Федора Яковлевича Алексеева, которого, как и Семена Федоровича Щедрина, можно назвать родоначальником русского пейзажа. Но если Щедрин – певец садово-парковых ансамблей, то Алексеев – основоположник городского пейзажа.
На рубеже XVIII-XIX веков необычайно возрос интерес к прошлому России, что в области пейзажа выразилось в стремлении запечатлеть образы новых и старых городов и различных местностей Российской империи. Создание подобных произведений имело не только художественное, но важное документальное и общественное значение. Адмиралтейство и Дворцовую набережную Алексеев изображал неоднократно. В данном случае вид взят от Первого Кадетского корпуса, располагавшегося на Васильевском острове. На противоположном берегу начиная от Адмиралтейства тянется череда строений Дворцовой набережной. Подобная протяженность композиции соответствует задаче автора – обстоятельно и с документальной точностью отобразить увиденное. Но воспроизводя реальный облик зданий, художник несколько обобщает их формы, окутывая серебристой дымкой, превращая сухой архитектурный чертеж в истинно художественное произведение. Этому способствуют и органично включенные в полотно человеческие фигуры, причем их значительно больше, чем в предыдущих работах.
Так же как и на Парижском показе, на данной выставке работам Алексеева уделено большое внимание, на противоположной стене еще два произведения: излюбленный мастером «Вид на Дворцовую набережную от Петропавловской площади» и заслуживающий особого внимания «Вид Казанского собора в Петербурге».
Е.В.Амфилохиева, Е.В.Станкевич и Н.А.Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке "Дягилев. Начало". 2009
Перейти к началу виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»
Работы Федора Алексеева привлекают внимание не только тем, что он воссоздает на холсте документально точные виды Петербурга и придает им эмоциональный, художественно-образный характер. Его произведения стали интереснейшим материалом в изучении истории и изменении архитектурного облика северной столицы.
На переднем плане — верхняя терраса Первого Кадетского корпуса, основанного в 1732 и размещенного во дворце генерал-губернатора Петербурга светлейшего князя Меньшикова. На противоположном берегу — Адмиралтейская верфь, перестроенная А. Д. Захаровым после пожара 1806 года. За рвом, опоясывающим Адмиралтейство, начинается Дворцовая набережная, уходящая влево. Елена Столбова. Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 49.