Из-за болезни художник лишь периодически работал в новой для него сфере монументальной живописи, дав мощное, полное заразительной энергии панно «Петр Великий» (1911) и два близких к нему по стилистике эскиза на тему аллегории присоединения Казани к России (1913). В них остроумно стилизован язык живописи петровского барокко. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 14.
Такое эффектное произведение, как панно «Петр Великий», некогда украшавшее Городской Училищный дом им. Петра Великого, со времен революции по идеологическим причинам в течение многих десятилетий пролежало накатанным на вал. Между тем замыслы монументальных работ занимали воображение художника в течение нескольких лет, в них индивидуально отразились тенденции времени.
В начале 1910-х, как и других мирискусников, Кустодиева охватил энтузиазм монументальных поисков. В 1911 году был закончен холст «Петр Великий». Кустодиеву повезло больше, чем его коллегам. Если известные панно Добужинского, Бенуа, Лансере и Бакста, написанные для Международной архитектурной выставки 1911 года в столице, покрасовались на выставке, имели широкий резонанс, но вскоре бесследно исчезли, то картине Кустодиева «Петр Великий» была суждена долгая жизнь – сперва она украшала общественное здание (о подобной судьбе для своих детищ мечтали все мирискусники), потом стала собственностью ГРМ. Откровенно стилизованная, пышная и обобщенная по форме, обогащенная аллегорическим мотивом гения победы, она написана с учетом характера среды, выдержанной в формах петровского барокко. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 25.
Эскиз „Петр Великий“ (1910, холст, масло) – местонахождение неизвестно
Эскиз „Петр Великий“ (1910, бумага, акварель, карандаш) – местонахождение неизвестно
Эскиз „Голова Петра Великого“ (1910, бумага, уголь, цветной карандаш) – ГРМ (Р-56343).