Коллекция онлайн

1839, Москва – 1915, Санкт-Петербург

Каир. Жанровая сцена

Этюд. Начало 1870-х


Константин Маковский — самый известный и значительный русский мастер второй половины XIX века, побывавший в Египте и сопредельных с ним странах. Его живописные полотна, такие как «Перенесение священного ковра в Каире» (1876), и акварели, написанные широко и свободно, наполненные солнцем и зноем, стали наиболее ярким отражением ориентализма в русском изобразительном искусстве 1870-х годов. На петербургских и московских выставках начиная с этого времени регулярно экспонировались привезенные художниками из путешествий этюды и эскизы, сохраняющие ауру непосредственности, живости впечатлений. Они вызывали у публики живейший интерес, приоткрывая недоступный для большинства мир. Наталия Соломатина. Африка в произведениях русских художников // Африка в русском искусстве. СПб. 2023. С. 6.

Константин Маковский неоднократно посещал Северную Африку. Первая поездка художника в Каир состоялась в 1872 году по совету врачей в связи с болезнью жены. Однако несмотря на это грустное обстоятельство, художник много работал, погрузившись в необычную атмосферу восточной жизни. В октябре следующего года в Петербурге он получил заказ на картину «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» от наследника великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III. И вновь Маковский в 1874 году отправился в столицу Египта вместе с младшим братом Николаем. Результатом этой поездки стали более двухсот этюдов, среди которых был эскиз большой заказанной картины. В 1876 году в Париже, где художник подолгу жил, был исполнен второй вариант картины «Перенесение священного ковра в Каире» (ГРМ). В том же году полотно экспонировалось в Парижском салоне. В конце 1876 года художник в третий раз предпринял поездку в Африку, значительно расширив маршрут своего путешествия. Он посетил Марокко, Алжир, Египет, Судан и Абиссинию. Наряду с портретными зарисовками и пейзажными этюдами Маковский много внимания уделял жанровым композициям, посвященным городской жизни Каира, восхищавшего художника своей красочной и пряной атмосферой. Это увлечение Константина Маковского Египтом разделял его брат Николай. Наталия Соломатина // Африка в русском искусстве. СПб. 2023. С. 26.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: