Коллекция онлайн

1832 – 1919

Три мужика

1858

  • Холст, масло. 78 х 93
  • Ж-1415

  • Пост. в 1920 из ОПХ (Общество поощрения художников (с 1875 – Общество поощрения художеств), Петроград


Картина экспонировалась на выставке ИАХ 1858, художник получил за нее большую серебряную медаль. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 336.

В Академии художеств понимание задач бытового жанра, постепенно оттеснявшего главенствующие ранее исторические темы, сводилось к утверждению бытописательства и легкого морализирования. Тем не менее учившиеся в ней академисты, накапливая опыт правдивого изображения действительности, сумели внести посильную лепту в процесс демократизации искусства. Среди них выделился вышедший из среды потомственных тульских художников А. А. Попов, который отличился уже в 1853 году картиной «Народная сцена на ярмарке в Старой Ладоге» (ГРМ, Ж-1411), отмеченной вниманием рецензентов. Еще больший интерес критики и зрителей вызвала умело и прочувствованно написанная им картина «Демьянова уха» (1856). <...> Более выразительную, экспрессивную по сравнению с Поповым трактовку заданной академистам программы на сюжет басни Крылова «Три мужика» дал в своей одноименной картине 1858 года П. П. Чистяков. Он сосредоточил внимание не на лукавстве одного из мужиков, а на противопоставлении голодного сытым. Сидящий в гротесковой позе хозяин дома, подражающий лубочному изображению генерала на коне, противопоставлен тщедушному крестьянину, уплетающему обед, в то время как другие заинтересованно слушают умствующего краснобая и разглядывают лубок. «Сочинилось очень хорошо и освещение хорошее», – писал молодой художник отцу. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 14.

Справа вверху: СПБ 1858. П Ч.; справа внизу: П. Ч.

На обороте первоначального холста надпись: Первая работа Павла Петровича Чистякова «Три мужика»


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: