Коллекция онлайн

1844, деревня Лопино Санкт-Петербургской губ. – 1911, Санкт-Петербург

Мечта о будущем

1868


Работа Максимова «Мечта о будущем» относится к городскому жанру, редкому для художника, прославившегося своей любовной передачей крестьянской жизни. Картина отличается особой нежностью не только в создании образа героини, но и всей окружающей ее обстановки, написанной в традициях Федотова. Запечатлена жена художника Лидия Александровна, урожденная Измайлова, в первый год после их свадьбы. За эту картину Академия художеств присудила Максимову звание классного художника 1-й степени с чином Х класса. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 203.

В Артели окрепло мастерство и созрела решимость В. М. Максимова отказаться от конкурса на соискание золотой медали, чтобы полностью во всей своей подготовленности и любви к народу отдаться изображению жизни крестьян. <...> К городским сюжетам Максимов обращался реже. Но и здесь его успехи бесспорны. Свидетельство тому – тонко написанная картина «Мечта о будущем» (1868), решенная в мягких идиллических тонах. Это поэтическое, задушевное произведение было навеяно обстоятельствами личной жизни художника. Поэтому с такой теплотой и любовью трактован и образ молодой женщины, и окружающий ее предметный мир. В семидесятых годах Максимов стал одним из ведущих бытописателей русской деревни.  Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 23.

За это произведение и за картины «Бабушкины сказки» (ГРМ), «Сборы на гулянье» (ГМИ Казахстана) и за этюд «Старуха» (ГТГ) удостоен звания классного художника 1-й степени (1870). Экспонировалась на выставке ИАХ в 1870. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 332.

Справа внизу: В. Максимовъ 1868 г Iюня 5 д.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Семейный портрет и «чистый» интерьер в русской живописи обладали своими неповторимыми чертами, но не могли сравниться по глубине психологических обобщений с изображениями человека в камерной обстановке. Так, светлыми надеждами наполнены женские образы в картинах «У окна» (1864) Александра Красносельского, «Мечты о будущем» (1868) Василия Максимова и «Швея» (1875) Михаила Клодта. Важной частью содержания этих картин является композиция с окном, благодаря которой возникает «...безмолвная и вся озаренная солнцем комната – светлое одиночество в минуты отдыха и созерцательной, тихой жизни» *. Кривонденченков С. В. Ностальгия по настоящему // Дом и семья в русском искусстве XIX–XX веков. СПб, 2022. С. 6.

* Бунин И. А. День за день // Бунин И. А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. Произведения 1887 – 1909 гг. М., 1987. С. 113.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: