Коллекция онлайн

1903, Тетюши – 1991, Москва

Памятник А. С. Пушкину

1945


Помимо активной работы в знаменитом творческом коллективе «Кукрыниксы» Михаил Васильевич Куприянов регулярно обращался к пленэрному городскому пейзажу. Ему была важна и близка повседневная жизнь любимого города – Москвы, нашедшая отражение в натурных пейзажах 1940-х годов. Сразу после Великой Отечественной войны Куприянов пишет очаровательные уголки советской столицы, среди которых вид на один из самых узнаваемых образов великого русского поэта – памятник А. С. Пушкину работы скульптора А. М. Опекушина. Достаточно обыденный сюжет из жизни мирного города написан с изяществом и чуткостью к композиционному ритму. Пейзаж любопытен как исторический документ: вид на памятник Пушкину написан ровно за пять лет до того, как его перенесли на противоположную сторону Тверской улицы, на место снесенной колокольни Страстного монастыря, и развернули в другую сторону. В своих мемуарах В. И. Катаев вспоминал: «Для людей моего поколения есть два памятника Пушкину. Оба одинаковых Пушкина стоят друг против друга, разделенные шумной площадью, потоками автомобилей, светофорами, жезлами регулировщиков <...> В незаполнимой пустоте начала Тверского бульвара они видят подлинного Пушкина, окруженного фонарями и бронзовой цепью…» Г. Б. Могилевский // «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024. С. 5.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: