Коллекция онлайн

1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

Дама в лиловом (Портрет Н. И. Забелы-Врубель)

Не окончен. 1904–1905

  • Холст, масло. 160 x 130
  • Ж-1833

  • Пост. в 1920 из собрания А. А. Коровина, Петроград; ранее — собрание Н. И. Забелы-Врубель, жены художника, Санкт-Петербург


С августа 1904 года мастер провел дома семь месяцев, наполненных трудом. <…> По-прежнему все чувства мастера были связаны с его „розой ширазской“, c Забелой-Врубель. Им исполнено множество ее портретов в разнообразных сложных техниках. В отличие от портрета на фоне березок, работы лета 1904 — зимы 1905 года лишены элементов экзальтации. Они спокойно-лиричны, лишь иногда „трезво“-объективны или чуть заострены. Изображения любимой жены — то усталой, то задумчивой, то артистически эффектной, то лиричной — пронизаны нежностью, жалением, что перенесенные невзгоды быстро старили ее. <…>

Не дописан единственный портрет маслом — „Дама в лиловом“ (1904–1905). Изображенная в момент отдыха Забела словно погружена в чарующий мир музыкальных образов. Этому впечатлению способствуют феерический колорит тонко разработанных лилово-коричневых тонов, а также рождающие ощущение материализации некоего „второго плана“ полное „недосказанности“ эскизное письмо и фантастические детали в фоне. В „ткань“ картины мастерски включены остатки живописи отрезанной нижней половины панно Пророк“ (1898). / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 25.

Портрет написан на нижней половине разрезанной автором пополам незаконченной картины „Пророк“ (1898), верхняя часть которой ныне находится в собрании ГТГ, Москва. / Владимир Круглов // Михаил Врубель из собрания Русского музея. СПб, 2006. С. 281.

Забела-Врубель Надежда Ивановна (1868– 1913) – жена художника, оперная певица. Окончила Петербургскую консерваторию (1891), выступала на сцене Московской частной оперы С. И. Мамонтова (1897–1902).

Этот портрет, отличающийся философским осмыслением натуры и монументальностью общего решения, воплотил важные черты искусства художника последних лет его творчества. Актриса запечатлена во время отдыха, судя по отблескам света на лице, у зажженного камина, как любил изображать жену в это время Врубель. Однако в ее облике ощущается не покой, а интенсивная работа мысли, внутреннее напряжение, подчеркнутое и цветовым строем холста.

В отличие от большинства созданных Врубелем портретов жены в образе доминируют не поэтическое начало, а трагическое, свойственное поздним полотнам художника. Оно поддержано и живописью, выдержанной в сине-фиолетовых «врубелевских» тонах; показателен мазок – экспрессивный, нервный и в то же время предельно точный и экономный. Виртуозно, отдельными ударами кисти написана легкая ткань платья, сквозь которую просвечивают руки; двумя положенными рядом круглыми мазочками – белым и желтым – передан блеск золотого обручального кольца.

Портрет обладает большой впечатляющей силой, несмотря на то что представляет собой, по сути, лишь быстрый этюд, на котором даже лицо не прописано окончательно, а платье и кресло оставлены местами в подмалевке. Портрет был начат на части большого холста, содержавшего композицию из двух фигур – Пророка и серафима, о чем свидетельствуют оставшиеся от ранее писавшейся картины ноги и крылья в нижней части холста. В портрете сказался удивительный колористический дар художника, умеющего безошибочно связать и объединить в цвете два различных по характеру и разновременных изображения. Ирина Пружан // Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 91.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: