Коллекция Государственного Русского музея

1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

Шестикрылый Серафим

1904

  • Холст, масло. 131 x 155
  • Ж-1838

  • Пост.: 1918 из собрания Е.М. Терещенко (Петроград)


+ ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО» >>>
- СКРЫТЬ текст виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый Серафим

На перепутье мне явился.

……………………………………

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык …

……………………………………

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Огненный венец сияет на голове Шестикрылого Серафима, драгоценным узором переливается оперение могучих крыл. Лик его неподвижен, взгляд широко распахнутых глаз суров. Руки воздеты в молении. В одной из них, обвитой змеей, он держит меч, в другой - кадило с горящими угольями. Во всем его облике торжественное, внеземное величие. Словно напоминанием о небесном мире, откуда он явился, звучит окружающая ангела особенная, звенящая синева.

Атрибуты, с которыми изображен ангел, указывают на литературный источник, к которому восходит сюжет картины - известное стихотворение Александра Пушкина “Пророк”.

В Ветхом завете, в книге пророка Исаии, рассказывается о видении им престола Господа, окруженного Серафимами, занимающими самое высокое место в иерархии ангельских чинов. Один из них взял с жертвенника уголь и, подлетев к Исаии, коснулся его уст со словами: «И беззаконие твое отделено от тебя, и грех твой очищен...». Так Исая был очищен от грехов и подготовлен к пророческому служению.

Монументальность полотна Врубеля, его композиция, сам характер живописи, напоминающий мозаику, говорят о связи с традициями византийско-древнерусского искусства, с которым художник познакомился, реставрируя древние фрески в Киеве. Это искусство оказалось созвучным живописцу, мечтавшему “будить от мелочей будничного величавыми образами”.

В последние годы жизни тема пророчества неоднократно возникала в творчестве Врубеля. Сам мастер считал, что талант художника и его призвание должны быть подобны дару и миссии пророка.

“Шестикрылый Серафим” стал последним большим полотном Врубеля, написанным им в промежутке между приступами тяжелой болезни.

Ярким акцентом, поражающим буйством цвета, явились на выставке работы Малявина.

Е.В.Амфилохиева, Е.В.Станкевич и Н.А.Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке "Дягилев. Начало". 2009

Перейти к началу виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»





Последнее большое произведение мастера, написанное им в промежутке между приступами тяжелой болезни. Могучий ангел в сверкающем радужном оперении продолжает сквозную для художника тему демона и в то же время связан с темой Пророка. К столетию А.С. Пушкина художник иллюстрировал его знаменитое стихотворение "Пророк". Ему было близко и томление "духовной жаждою" среди "мрачной пустыни", и призыв поэта "глаголом жечь сердца людей". Все это отвечало сокровенным мыслям самого живописца о высоком предназначении искусства. На полотне Серафим увенчан огненным венцом, руки воздеты: в одной, обвитой змеей, он держит меч, в другой – кадильницу с пылающими углями.

Особенности живописи мастера, монументальность полотна свидетельствуют о глубоком философском осмыслении мастером традиций византийского и древнерусского искусства, изучении им иконы, мозаики, фрески. Он считал главной своей задачей "будить душу величавыми образами от мелочей обыденности".

РЕКОМЕНДУЕМ

   МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ. "Шестикрылый Серафим". Библейский сюжет (студия "Неофит")


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: