Коллекция онлайн

1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

Шестикрылый Серафим

1904

  • Холст, масло. 131 x 155
  • Ж-1838

  • Пост. в 1918 из собрания Е. М. Терещенко, Петроград; ранее — собрание Н. И. Забелы-Врубель (до 1913), жены художника, Санкт-Петербург


+ ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО» >>>
- СКРЫТЬ текст виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый Серафим

На перепутье мне явился.

……………………………………

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык …

……………………………………

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Огненный венец сияет на голове Шестикрылого Серафима, драгоценным узором переливается оперение могучих крыл. Лик его неподвижен, взгляд широко распахнутых глаз суров. Руки воздеты в молении. В одной из них, обвитой змеей, он держит меч, в другой - кадило с горящими угольями. Во всем его облике торжественное, внеземное величие. Словно напоминанием о небесном мире, откуда он явился, звучит окружающая ангела особенная, звенящая синева.

Атрибуты, с которыми изображен ангел, указывают на литературный источник, к которому восходит сюжет картины - известное стихотворение Александра Пушкина “Пророк”.

В Ветхом завете, в книге пророка Исаии, рассказывается о видении им престола Господа, окруженного Серафимами, занимающими самое высокое место в иерархии ангельских чинов. Один из них взял с жертвенника уголь и, подлетев к Исаии, коснулся его уст со словами: «И беззаконие твое отделено от тебя, и грех твой очищен...». Так Исая был очищен от грехов и подготовлен к пророческому служению.

Монументальность полотна Врубеля, его композиция, сам характер живописи, напоминающий мозаику, говорят о связи с традициями византийско-древнерусского искусства, с которым художник познакомился, реставрируя древние фрески в Киеве. Это искусство оказалось созвучным живописцу, мечтавшему “будить от мелочей будничного величавыми образами”.

В последние годы жизни тема пророчества неоднократно возникала в творчестве Врубеля. Сам мастер считал, что талант художника и его призвание должны быть подобны дару и миссии пророка.

“Шестикрылый Серафим” стал последним большим полотном Врубеля, написанным им в промежутке между приступами тяжелой болезни.

Ярким акцентом, поражающим буйством цвета, явились на выставке работы Малявина.

Е.В.Амфилохиева, Е.В.Станкевич и Н.А.Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке "Дягилев. Начало". 2009





Это произведение, созданное в стенах университетской клиники В. П. Сербского в Москве, принадлежит к высшим проявлениям творческого духа Врубеля. Оно навеяно известным стихотворением Пушкина «Пророк» и воспринимается как видение художника, которому явился огнеподобный посланник Бога с пламенным взором, напоминающий ему о высшей миссии избранника, призывая его «глаголом жечь сердца людей», будить их души «от мелочей будничного величавыми образами». В возвышенном строе картины, в свойственной ей «истовости» чувства ощутим отблеск переживаний мастера времени его работы над холстом «Демон поверженный» (1901–1902, ГТГ). Изумительный по красоте колорит холста отразил воспоминания Врубеля о мерцании и переливах византийских мозаик Венеции и Равенны, которыми он любовался в дни творческой юности. Работа написана поверх композиции 1901 года «Пасхальные голоса». В. Ф. Круглов // «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024. С. 76.

Картина связана с волновавшей символистов разных поколений и стран темой пророческой миссии художника. Михаил Врубель с 1890-х посвятил ей ряд композиций в живописи и графике, вдохновленный известным стихотворением Александра Пушкина «Пророк». Художник, кажется, фиксирует внутреннее видение: «огнеподобный» посланник Бога, ангел с пламенным взором, покровитель художника-пророка и его требовательный судия, напоминает о высшей миссии избранника, призывает к служению: «глаголом жечь сердца людей», будить их души «от мелочей будничного величавыми образами». В возвышенном строе полотна, в свойственной ему «истовости» чувства ощутим отблеск переживаний Врубеля времени работы над холстом «Демон поверженный». Изумительный по красоте колорит воспринимается как воспоминание о блеске византийских мозаик Венеции и Равенны, которыми мастер любовался в дни своей юности. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 241.

В начале ХХ века Врубель создал чрезвычайно важные для отечественного искусства три вершинных образа героев символизма — «Демон поверженный» (1902, ГТГ), «Пророк», «Шестикрылый Серафим». … Размышления о вдохновении и пророчестве, о природе художественного творчества вылились в рисунок «Голова пророка» и холст «Шестикрылый Серафим». Их возвышенный строй, мощь образов, красота изобразительного решения отражают трагический разлад с действительностью, высокое духовное горение автора в момент прозрения высших истин. Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 14.

В литературе бытует с названиями: «Ангел», «Херувим», «Ангел смерти», «Ангел с мечом и кадилом», «Азраил». Написана поверх композиции «Пасхальные голоса» (1901). Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 281.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

«Шестикрылый Серафим» (1904) в теософском истолковании становился символистской иконой: «…жду прекрасного ангела с благовестным мечом», — тайным посланием «посвященным»: сверкающий меч прорвет сумрак лилового хаоса, нависшего над Россией, поразит «синие призраки», мешающие ей выполнить великую миссию — соединить европейскую Розу и православный Крест... <...> …останавливаешься, наконец, перед «Серафимом» — этим гениальным выплеском, выбросом, взлетом духовной экспрессии, где все лучится и сверкает, «как один огромный бриллиант жизни», где формы, едва успев воплотиться, возникнуть из потока драгоценных дымно-лиловых мазков-кристаллов, тут же дематериализуются, дробятся, растворяются в пространстве-плоскости, так что холст, буквально, вибрирует, гудит от напряжения. … «Шестикрылый Cерафим» поражает именно пластической сосредоточенностью, дисциплиной. Владимир Леняшин. Врубель — «скорбь глубочайшего счастья» // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 6-7.

Вариант «Серафим» — ГРМ (1904, бумага, уголь).

Последнее большое произведение мастера, написанное им в промежутке между приступами тяжелой болезни. Могучий ангел в сверкающем радужном оперении продолжает сквозную для художника тему демона и в то же время связан с темой Пророка. К столетию А. С. Пушкина художник иллюстрировал его знаменитое стихотворение «Пророк». Ему было близко и томление «духовной жаждою» среди «мрачной пустыни», и призыв поэта «глаголом жечь сердца людей». Все это отвечало сокровенным мыслям самого живописца о высоком предназначении искусства. На полотне Серафим увенчан огненным венцом, руки воздеты: в одной, обвитой змеей, он держит меч, в другой – кадильницу с пылающими углями.

Особенности живописи мастера, монументальность полотна свидетельствуют о глубоком философском осмыслении мастером традиций византийского и древнерусского искусства, изучении им иконы, мозаики, фрески. Он считал главной своей задачей «будить душу величавыми образами от мелочей обыденности».


Рекомендуем


  Михаил Врубель. «Шестикрылый Серафим». Библейский сюжет (студия «Неофит»)

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: