У тихой пристани
1893
- Период Вторая половина XIX века
- КатегорияБытовой жанр
- Поделиться
Ощущение гармонии усиливалось в тех изображениях, где уютный уголок комнаты становился местом духовного единения двух близких людей. <...> В такие редкие моменты жизни рождается «задумчивое счастье». А фоном для него могли быть звуки потрескивающих дров в печи – «Вечерняя сцена» (1866) Виктора Боброва, легкое шуршание газеты – «У тихой пристани» (1893) Иллариона Прянишникова, красивая мелодия – «Урок музыки» (1865) Николая Кошелева. В последнем произведении домашняя обстановка становится неотъемлемой частью собирательного образа творческой семьи, основанной на общих интересах супругов – Софьи Николаевны и Ивана Николаевича Крамских. Кривонденченков С. В. Ностальгия по настоящему // Дом и семья в русском искусстве XIX–XX веков. СПб, 2022. С. 6.
Дополнением к описанию этих художественных образов может служить фрагмент рассказа «День за день» Ивана Бунина: «В комнате тихо. Тихо так, что слышишь, как шипит керосин в горящей лампе <…>; в сердце поднимается какое-то хорошее, но смутное, неопределенное чувство, кажется, что вспоминается что-то далекое и милое...» *. Кривонденченков С. В. Ностальгия по настоящему // Дом и семья в русском искусстве XIX–XX веков. СПб, 2022. С. 6.
*Бунин И. А. День за день // Бунин И. А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. Произведения 1887 – 1909 гг. М., 1987. С. 315.