Колхозники у И. В. Мичурина (Садоводы в гостях у И. В. Мичурина)
1939
- Период Первая половина XX века
- КатегорияИсторический сюжет
- Поделиться
Советская живопись 1930-х годов зачастую представляет иллюзорно светлый и праздничной мир, мир плодотворного труда, где герой – человек-создатель, суть жизни которого – творческий поиск, самосовершенствование, передача опыта молодому поколению. Большую популярность приобретают изображения деятелей искусства и науки.
В конце 1930-х годов Петр Иванович Котов пишет полотно «Садоводы в гостях у Мичурина». Оно было заказано для советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке. «…к выполнению этой картины мне удалось подойти очень серьезно…, – пишет Котов. – Тема увлекла меня исключительно. Закончив эскиз, я выехал в Мичуринские сады для проработки с натуры необходимого материала. Развивая жанровую сцену на фоне богатейшего мичуринского сада, полного фруктов и солнечного света, я стремился использовать все окружающее великолепие для создания пышного живописного оформления своей вещи. Центральным композиционным световым пятном является фигура Мичурина, будто окутанная мягким золотистым сиянием, собеседники же садовода погружены в легкий рефлективный полутон».
Полотно стало переломным в творчестве Котова. Здесь значительность содержания, свойственная его работам, соединилась с выразительностью образов и именно здесь художник впервые проявляет серьезный интерес к психологической теме. Картина намечает путь от жанра и типического портрета первой половины его творчества к психологическому портрету последних лет. Тщательно изучив документальный материал, художник создает почти монументальный образ, великолепно раскрывающий сложную натуру великого ученого и селекционера.
Иван Владимирович Мичурин (1855—1935) — русский биолог и селекционер, автор многих сортов плодово-ягодных культур (яблонь, груш, слив, вишен, абрикос), доктор биологии (1934), Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1934), почётный член Академии наук СССР (1935), академик ВАСХНИЛ (1935).