Коллекция онлайн

1900, Рыбинск – 1951, Ленинград

Львиный мостик. Весна

1943

  • Холст, масло. 58 х 73
  • Ж-6961

  • Пост.: 1959 приобр. у М. А. Федоричевой (Ленинград)


Трудно сказать, когда, в какой момент, но Пакулин понял, что он может рассказать все о войне и блокаде именно в пейзаже. В самую суровую ленинградскую зиму 1941–1942 годов художник начал работу над серией пейзажей. За два с половиной года он создал их несколько десятков. «Блокадную серию Пакулин создавал, не задумывая ее заранее. Само собой, в ходе творческой работы получилось, что все этюды сцеплены единым эмоциональным звучанием, которое связывает их в один непрерывный ряд. Он стремился к подлинности ощущений, поэтому, невзирая на холод, обстрел, голод, он работал на улице»*. <…> Теперь сосредоточенно всматривался художник в меняющийся облик города, стараясь не пропустить мгновения, уходящие в вечность. В ситуации близости смерти ему по-настоящему открывалась величественная красота Ленинграда, она вселяла надежду. Пакулин был одним из тех, кто смог это почувствовать и выразить в своих пейзажах. Ольга Мусакова. Вячеслав Пакулин. В поисках стиля эпохи // Вячеслав Пакулин. В поисках стиля эпохи. СПб. 2021. С. 12.

* ЦГАЛИ. Ф. 78, оп. 1, д. 192, л. 31.

Оптимизмом проникнуты пейзажи «Улица Пестеля», «Землечерпалка», «Львиный мостик. Весна» (все — 1943). В последнем художник добивается редкой выразительности. Львы словно оживают под лучами весеннего солнца, и краски «звенят», звучат активнее в прозрачном воздухе. Здесь меньше полутонов, однако Пакулин узнаваем. Когда-то он почувствовал неповторимый «цветовой эквивалент» Ленинграда и нашел способ отобразить его в разнообразии оттенков серебристо-голубоватого и розовато-сиреневого цветов. Они стали составляющими «особенной» палитры Пакулина, позволяющей отличить его произведения от работ других художников едва ли не с первого взгляда. Ольга Мусакова. Вячеслав Пакулин. В поисках стиля эпохи // Вячеслав Пакулин. В поисках стиля эпохи. СПб. 2021. С.14.

С огромным напряжением работал художник в блокадном Ленинграде, стараясь ничего не упустить и не откладывать на завтра, которое могло и не наступить. Он продолжал писать несмотря на огневые налеты. Он видел город таким, каким он был, и таким, каким хотел видеть – несломленным. „В Львином мостике" -светоносном холсте, в котором избранный мотив городского пейзажа музыкально озвучен вариациями теплых тонов, словно окутывающих тонкие ветви деревьев, фигуры львов, дома, расположенные вдоль канала Грибоедова, редкие фигуры прохожих, – город живет в предощущении весны. Анатолий Дмитренко // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 98.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: