Старый и новый быт
1927
- Период Первая половина XX века
- КатегорияБытовой жанр
- Поделиться
Первыми важными и самыми крупными событиями для школы Филонова были: выставка Мастеров аналитического искусства в 1927 году в Шуваловском дворце (Доме печати на набережной реки Фонтанки, 21) и оформление комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» на сцене театра Дома печати.Премьера спектакля состоялась 9 апреля, 17 апреля в фойе театра открылась выставка работ, объединенных единой темой — «Гибель капитализма». Вострецова Л.Н. Мастера аналитического искусства // Школа Филонова. СПб. 2023. С. 11.
Размеры полотен были приспособлены к стенам и простенкам зала. Было создано около двадцати панно, десять из них четырехметровые. «Дай дорогу аналитическому искусству!» — было напечатано как девиз на афише выставки. Тема выставки предложена директором Дома печати Николаем Баскаковым: «Картины современного публицистического и историко-революционного содержания» (Ловягина В. Е. Дорогу аналитическому искусству! К 80-летию выставки МАИ в Доме печати / Вст. ст. СПб: ГМИ СПб, 2007. С. 5). Сегодня известны около десяти сохранившихся полотен этой выставки. В Санкт-Петербурге 3 из них — в собрании Русского музея: Юрий Хржановский, «Сибирские партизаны»; Алевтина Мордвинова, «Казнь революционера (Повешенный)»; Софья Закликовская, «Старый и новый быт». В Музее истории Санкт-Петербурга 4 полотна: Борис Гурвич, «Мой дом — моя крепость (Лейбористы)»; Евгений Кибрик, «Новый быт (1 Мая)»; Дмитрий Крапивный, «Кинто (Тифлисский базар)»; Эдуард Тэнисман, «Рабочий, сидящий за столом». Часть работ утрачена... Там же. С. 12.
Отзывы колебались от полного отрицания и непонимания (нужно ли такое искусство, которое непонятно простому рабочему человеку; общественнополитический гротеск с уклоном в патологическую анатомию) до оценки выставки как яркого события. Критики отмечали, как особенность выставки, единство общего плана. Крупноформатные панно, написанные на холстах, размещались в промежутках между колоннами, создавая иллюзию настенных росписей. Темы работ были разные, но вся экспозиция воспринималась как единое целое.
«Такой план этой оригинальной, совсем новой по заданиям выставки, вынуждает рассматривать ее в целом, не расчленяя на отдельные элементы, каждый из коих является лишь звеном в единой цепи. А „цепь“ эта — широкая картина глубокого охвата революционной действительности со всеми светлыми и темными ее сторонами. Коллективизм работы придает картинам ту мощную цельность, которой мы не встречали ни на одной выставке» (В. В. Выставка «филоновцев» в Доме печати // Красная панорама. 1927. № 24. С. 14.). Вострецова Л.Н. С. 12-13.