Беседа
1980–1985
- Период Вторая половина XX – XXI вв.
- КатегорияПортрет
- Поделиться
В картине нет обычных для большинства произведений «Ленинианы» готовых суждений, высказанных то ли с трибуны, то ли в беседе с ходоками, которых Председатель Совнаркома принимал часто и внимательно выслушивал. Это диалог вождя со слепым старцем-странником (с автопортретными чертами) у одного из московских храмов. Незрячий старец воспринимается провидцем, мудрецом, философом из народа. Его фигура величественна и значительна. Найти истинное, сокровенное — таково содержание диалога. Фрагментарная композиция, оставляющая в тесном пространстве двоих, концентрирует внимание на облике персонажей, их состоянии, которое, при внешнем спокойствии, проникнуто драматическим напряжением. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 359.
Картина была написана как историко-революционное произведение, посвященное героическому прошлому пролетарского государства. Однако серьезность подхода автора к своей творческой задаче, его обостренная правдивость подняли произведение до уровня высокого обобщения. В «Беседе» звучит трагедия столкновения непримиримых сил. С одной стороны Ленин — вождь революции, живое правдоподобное лицо в рабочей кепке, а с другой — символ старой России, слепой старик с отрешенным, словно мраморное надгробие, ликом. Формально картина представляет собой двойной портрет, но образы, связанные композиционно, абсолютно несовместимы идейно и нравственно. Беседа-диалог словно скрывает за собой трагедию отрыва новой России от ее исторических и духовных корней. Альфия Низамутдинова // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 413.
Справа внизу: Коржев 80.85.