Коллекция онлайн

1817, Феодосия — 1900, там же

Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца

1899

  • Холст, масло. 135 × 250
  • Ж-11746

  • Пост. в 1988 от Н. О. Анкудиновой, Ленинград


Айвазовский познакомился с Пушкиным в 1836 году на выставке в Академии художеств. С тех пор поэт стал для художника источником вдохновения, «воплощением красоты» и одной из сквозных тем в его живописи.

«А. С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца» – последняя из картин «пушкинианы» знаменитого мариниста. Она демонстрировалась на Пушкинской выставке 1899 года и примечательна тем, что была закончена в день рождения поэта – 26 мая/6 июня, о чем свидетельствует авторская надпись справа внизу. Айвазовский изобразил момент, когда Пушкин и его проводник приветствуют восходящее над Гурзуфской бухтой солнце. Удивительный пейзаж левой половины картины – почти космический простор – не был в должной степени оценен современниками, но предвосхищал открытия русской живописи начала XX века. А. В. Волошко // «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024. С. 72.

Уникальное произведение позднего периода творчества Айвазовского. Оно единственное в собрании Русского музея из посвященных пушкинской теме, над которой художник работал с 1830-х годов. Картина имеет важное историко-культурное значение. Она закончена автором в день столетия со дня рождения поэта, затем экспонировалась на известной «пушкинской» выставке в столице (1899). Полотно писалось в Феодосии по воспоминаниям о беседах с другом Пушкина Н. Н. Раевским (младшим), под началом которого Айвазовский, выпускник Академии, летом 1839 года участвовал в военной экспедиции в Мегрелию. Изображено реальное событие мая 1820 года, когда Пушкин провел ряд дней в гостеприимном доме Раевских в Гурзуфе. Обогащая художественный образ, мастер ввел в произведение мотив «планетарной» безбрежности земного пространства. Подготовительный рисунок-набросок к картине — «Пушкин в Крыму» (1899, ГРМ, Р-33021) — помещен на листе дневника художника с текстом черновика его письма, помеченного началом мая 1899 года, Н. Н. Кузьмину, своему первому биографу. В нем сообщается о работе над картиной. 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: