Коллекция онлайн

1869, с. Казанка Самарской губ. – 1940, Ницца, Франция

Бабы

1905

  • Холст, масло. 205 x 159
  • Ж-1914

  • Пост. в 1930 из Государственной Третьяковской галереи, Москва; ранее – собрание С. А. Щербатова, Москва


+ ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО» >>>
- СКРЫТЬ текст виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»

Даже с большого расстояния эта картина привлекает наше внимание размашистой манерой исполнения. Своим интенсивным колоритом и ярким узорочьем она напоминает пестрый ковер. Приближаясь, можно различить две крупные фигуры крестьянок - они как бы позируют, красуются перед нами. Хорошо видны их лица и руки, но остальные детали тонут в экспрессивном потоке мазков, условно намечающих развевающиеся платья и полушалки. Распластанные фигуры, струящиеся ткани одежд, занимающие всю поверхность холста, создают впечатление декоративной плоскости, чему не препятствуют даже объемно прописанные головы. В памяти невольно встают образы русского народного искусства.

Подобные темпераментно исполненные холсты, лишенные сюжетного, жанрового начала, но обладающие ярким и интенсивным колоритом, снискали шумную славу художнику Филиппу Малявину, ученику Репина. Хотя лица его персонажей и обладают конкретными чертами, есть в них какая-то таинственность. Не случайно один из критиков - современников автора писал, что в его работах «...чудится всегда невольная и смутная разгадка чего-то особенного в русском духе, какой-то отблеск пожаров, «красный петух» и запах крови, залившей русскую народную историю, вопли кликуш, опахивание деревень, мелькание дрекольев бабьего бунта».

Все эти произведения, так или иначе демонстрирующие своеобразие русской национальной живописи, разумеется производили на заграничных зрителей большое впечатление. Но не меньший восторг вызвали полотна представителей московской школы, писавших в признанной истинно французской импрессионистической манере, особенно работы Константина Коровина.

Е.В.Амфилохиева, Е.В.Станкевич и Н.А.Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке "Дягилев. Начало". 2009

Перейти к началу виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»





В канун ХХ века Малявин, в то время ученик ИАХ, открыл национальному искусству новый тип русской крестьянки — величавой и гордой, порой дерзко независимой. Его моделями были обитательницы деревень Рязанской губернии в ярких, затканных узорочьем праздничных одеждах. Построенные на контрасте характеров и состояний двухфигурные картины мастера воссоздают поднятые над обыденностью, романтизированные образы женщин из народа. Крепких и здоровых, полных чувства собственного достоинства, их отличает цельность и внутренняя сила. Значительны лица изображенных, пристальны и загадочны выражения глаз, завораживающе мерцают и пламенеют алые краски нарядов, обостренные гармонией-контрастом зеленых тонов. Мощное и вдохновенное, темпераментное письмо монументализирует и романтизирует образы, усиливает их экспрессию. Картина имела общественный резонанс в дни первой русской революции. В 1906 она была показана Дягилевым на выставках «Мира искусства», а также русского искусства в Париже и Берлине. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 266.

Изображенные на картине задорные и удалые бабы – яркий крестьянский типаж, визуальное воплощение физической мощи, темперамента, народного понимания красоты. Исключительная поглощенность этими образами вытеснила из сферы интересов собственно портретный жанр, с которым связано начало творческого пути живописца. Моделями большинства полотен художника в то время были крестьянки села Аксиньино под Рязанью, где он построил себе большую мастерскую. Мажорный, яркий, огненный колорит играет решающую роль в создании эмоционального строя картины. По мнению М. А. Врубеля, восхищавшегося широтой письма и самобытностью работ художника, он обладал редким даром «натиска и восторга», вдохновенной напряженностью мироощущения.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: