Коллекция онлайн

1850, Гатчина – 1873, Ялта

Деревня

1869

  • Холст, масло. 61 х 82,5
  • Ж-4104

  • Пост. в 1920 из собрания М. П. Гренстранда


К числу наиболее замечательных по своей художественной ценности явлений отечественного пейзажа принадлежит творчество Ф. А. Васильева – «гениального мальчика» (по словам Крамского), трагически скончавшегося 23-х лет. В кратчайший срок (1867–1870) он достиг подлинной творческой зрелости, поражая своих старших товарищей не только могуществом лирического таланта, но и стремительностью развития и высотой достигнутых успехов. Присущая Васильеву романтическая взволнованность в передаче состояний природы, типичный для шестидесятников интерес к крестьянской жизни, трезвое видение ее прозаических подробностей и вместе с тем восхищение красотой природного мира, стремление к выразительности живописного языка сказываются в целом ряде его ранних работ. Среди них наиболее повествовательна «шестидесятническая» картина «Деревня» (1868). Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 30.

Новыми поисками был наполнен для художника 1869 год, когда было создано это произведение. Летом граф П.С. Строганов приглашает молодого талантливого художника в свое имение Знаменское в Тамбовскую губернию, а в сентябре в Хотень под Сумами Харьковской губернии. Художник много работает. В равной степени его интересуют сцены народной жизни и картины природы. Одновременно в нем зрело новое понимание природы и живописных средств ее выражения, которое шло в направлении преодоления академических канонов, что сказывается в расположении светлых и темных планов, в некоторой сухости живописи. И в то же время в ней чувствуются традиции "шестидесятников": откровенное обличение и ясно выраженная повествовательность. Русская деревня изображается в ее реальном облике, без идеализации: ветхие, полуразвалившиеся избы, тощие коровенки, непролазная грязь. Так жила деревня после недавней реформы. Однако, как и другие пейзажисты критического реализма, художник видел и воспринимал сердцем красоту русской природы, которая ассоциировалась для него с красотой духа народа, с представлениями о Родине. Примечательно, что высокая поэтичность не вступала в противоречие с заключенным в сюжете критическим началом. 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: