Взятие снежного городка
1891
- Холст, масло. 156 x 282
- Ж-4235
Пост. в 1908 от В. В. фон Мекка-
Сведения о реставрации:
Реставрация: Бриндаров А.Б.
- Период Вторая половина XIX века
- КатегорияБытовой жанр
- Поделиться
«Взятие снежного городка» — единственная большая картина Сурикова не исторического содержания. Написанная в Красноярске, она была навеяна детскими воспоминаниями художника. Изображена веселая народная игра, которая устраивалась в «прощеный день», последний день масленицы. Сооружался из снега и льда городок с зубчатыми стенами, снежными пушками и фигурами. Позади ворот устраивался стол с «угощениями» — снежными бутылками и пирогами. Играющие делились на две группы: одна охраняла городок, другая нападала. Всадник должен промчаться через ряды защитников, ворваться в ворота и сбить снежную перекладину. Считалось, что обычай этот был установлен казаками в память покорения Сибири и изображал собой военную игру — защиту крепости. Произведение Сурикова — это символ народного веселья, силы, удали и ловкости, художественное выражение русского характера. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 194.
Находясь в депрессии, Суриков в начале лета 1889 года решил подвести черту подо всей прежней жизнью и уехать с семьей на постоянное жительство в Красноярск. Поддержка родных, общение с земляками, созерцание столь знакомых и близких с детства сибирских ландшафтов произвели на художника целительное действие. По мере того как Суриков возвращался к работе, в нем постепенно оживала и брала верх крепкая «сибирская порода» — живучая, выносливая и не привыкшая пасовать перед испытаниями. Об отношении к своему горю художник писал критику Адриану Прахову: «Мне отраднее бороться с ним, нежели бежать от него <…>»*. Маятник его душевного состояния, наконец, решительно качнулся в противоположную сторону, и, по выражению самого мастера, он «тогда от драм к большой жизнерадостности перешел»**. Апофеозом этого внутреннего поворота стала картина «Взятие снежного городка» (1891, ГРМ) — шумная, яркая, пестрая, будто отрицающая всего прежнего Сурикова — живописателя тяжелых исторических коллизий. Все в ней дышало весельем, здоровьем, молодостью, красотой и неугомонной страстью. Однако вот что было примечательно: суриковская толпа, и прежде живая, но все же сохранявшая внешнюю статичность, пришла в динамичное движение. Как позднее оказалось, это предвещало новый этап в творчестве художника, который, избыв свою тоску среди земляков, засобирался обратно в Москву. И будто в благодарность родине за подаренное ему второе дыхание Суриков тогда же задумал грандиозное полотно-эпопею «Покорение Сибири Ермаком» (1895, ГРМ). Павел Климов // Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2023. С. 13.
* Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике / Вступ. ст. С. Н. Гольдштейн, Н. А. Радзимовской. Сост. и коммент. С. Н. Гольдштейн, Н. А. и З. А. Радзимовских. Л.: ЛО «Искусство», 1977. С. 77.
** Там же. С. 187.
Программы/фильмы о данном произведении в медиатеке:
Аудиовизуальные лекции старшего научного сотрудника Русского музея, заслуженного работника культуры Регины Абрамовны Гельман посвящены нескольким шедеврам из коллекции Русского музея. Вы можете узнать о том, что такое «натюрморт», как И.Е.Репин создавал свое произведение «Бурлаки на Волге» или о том, как в самый непростой момент своей жизни В.И.Суриков решился писать «Взятие снежного городка».