Коллекция онлайн

1848, Красноярск – 1916, Москва

Старик-огородник

1882

  • Холст, масло. 140,9 х 97,3
  • Ж-4252

  • Пост. в 1941 через ЛГЗК (ранее – собрание А. Г. Михоэлиса, Ленинград; до 1917 – собрание И. Н. Терещенко, Киев)

  • Сведения о реставрации:

    Клёнова О.Ю. (2016)

Картина датируется на основании письменного свидетельства дочери Сурикова О. В. Кончаловской: «"Старик на огороде" <...> был написан под Москвой – в Перерве, где Суриков жил летом с семьей на даче: это период Меншикова в 1882. Эту картину сам Суриков очень высоко ставил <...> Суриков как-то потерял ее из виду и несколько раз говорил Кончаловскому Петру Петровичу: "Вот Петя, какая прекрасная работа "Огородник", как я хотел бы ее посмотреть и Вам показать!"» (Из письма О. В. Кончаловской в ГРМ 3 сентября 1956 года. ОР ГРМ, ф. 100, ед. хр. 228).

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Картина поступила в реставрацию для подготовки к экспонированию на выездной выставке. Натяжение холста было сильно ослаблено, по углам имелись фалды деформаций. Кракелюр на поверхности был приподнят. В центральной части вокруг изображения фигуры старика имелся круговой изломанный, ранее заделанный прорыв. Утраты живописи вдоль прорыва и на прилегающих участках, загрунтованные и затонированные, лежали большей частью ниже уровня авторской живописи.  Поздние записи были нанесены в свободной манере, с заходом на авторскую живопись, и чтобы привнести «единство» живописному строю, повторялись мелкими мазками по всей поверхности, имитируя «авторский прием». Записи по тону были очень темными, а в живописных тенях доходили до черного цвета. В фактуру живописи повсеместно въелись загрязнения, зафиксированные лаковыми слоями. Все это нарушало художественное восприятие и скрадывало авторскую подачу живописного образа.

Комплекс проведенных мероприятий:

В процессе реставрации был укреплен красочный слой, устранены жесткие деформации основы, изломы уложены. По периметру с тыльной стороны были подведены реставрационные кромки к дублировочному холсту. Чтобы придать необходимый уровень старым заделанным утратам сначала была произведена расчистка живописи от многочисленных записей и желтого лака. Были удалены подлаковые загрязнения. В некоторых местах был удален старый реставрационный грунт, заходящий на авторскую живопись. Затем по всем старым утратам был добавлен реставрационный грунт и выведен к уровню авторской живописи с учетом фактуры прилегающих мазков. По всей поверхности была выполнена довыборка темных поздних записей-мазков (имитаторов).

В завершении картина была покрыта защитной пленкой реставрационного лака, по которому выполнены тонировки масляными красками. После реставрации живопись наполнилась светом, пейзаж получил глубину, композиционные планы заняли свои места. Ушли уплощенность, грубость и «грязность», связанные с поздними слоями.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 130.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: