Масленица
1916
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияБытовой жанр, Пейзаж
- Поделиться
Одноименный эскиз (картон, гуашь) — ГРМ (Р-13549)
Одноименный вариант картины (1916) — ГРМ (Ж-11161)
Одноименный вариант картины (1916) — ГТГ
Вариант «Зима» (1916) — частное собрание, Москва.
В наследии Кустодиева значительное место занимают картины, запечатлевшие своеобразие русской народной жизни с ее шумными красочными базарами и ярмарками, балаганами, веселыми гуляниями на масленице. Он любил все русское: украшенные причудливой резьбой избы, крестьянскую утварь, расписные игрушки, цветастые сарафаны и платки. Многое из этого определяло стиль его произведений — декоративную броскость цвета, несколько упрощенную трактовку форм. Использование некоторых приемов народного искусства было характерно для мастеров «Мира искусства». 22 марта 1916 года С. П. Крачковский сообщал Кустодиеву: «Репин мне писал, что он в восторге от вашей "Масленицы"». Русский музей. От иконы до современности. СПб, 2015. С. 306.
1910-е годы отмечены появлением череды картин-изображений «красавиц» («Купчихи», 1912; «Купчиха», «Красавица», «Девушка на Волге», все — 1915), «праздников» (варианты «Масленицы», 1916, «Вербный торг» и «Балаганы», оба — 1917). Их персонажи органично живут в освещенном ярким солнцем зимнем или летнем пейзаже, до самого горизонта населенном множеством человеческих фигур. В отмеченных монументальностью форм произведениях прихотливо и остроумно соединены традиции лубка и высокой музейной классики, главным образом наследия любимых художником венецианцев эпохи Возрождения. Это сказалось не только в обогащении колорита картин, в эмалевой переливчатости их поверхностей, но и в самих принципах построения композиций — то панорамных, то фризовых, то растущих вверх. Порой, как у П. Брейгеля, второй и третий планы резко «обрываются» вниз, создавая богатую и динамичную композицию («Купчиха», 1915; «Масленица», 1916; позже — «Портрет Ф. И. Шаляпина», 1921). Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 16.
Была в году, наряду с рождественской (святочной), еще одна неделя, когда на безудержные веселье и чревоугодие даже Церковь старалась смотреть снисходительно. Эта неделя получила название Масленой или Масленицы — русского карнавала, вдохновлявшего своим неповторимым своеобразием и красочностью не одно поколение художников. Самым знаменитым его воплощением в живописи стала, пожалуй картина Б. М. Кустодиева «Масленица» (1916, ГРМ), которая сразу покоряет своим искрящимся оптимизмом и неподдельным ощущением радости бытия.
Праздник для Кустодиева — идеальная модель народной жизни, романтическое представление художника о ее совершенстве. Поэтому жанровую сцену праздничного гулянья мастер намеренно лишил черт конкретности, а действующих лиц — социальной определенности. Торговые ряды, ярмарочные балаганы, играющие в снежки мальчишки, пристроившийся на срубленном дереве гармонист, звенящие бубенцами конные упряжки — это не столько предметы и события, выхваченные художником из реальной жизни, сколько ее образы, переживания, грезы. Пейзаж «Масленицы» фантастичен. Занимающая задний план городская панорама как бы заключает в себе узнаваемые черты сразу всех старинных русских городов. Разновеликие купола, причудливые башенки церквей, припорошенные голубоватым снегом и мягко тающие на фоне розового неба, кажутся украшениями на поле огромного сахарного торта. Неотьемлемую часть композиции составляют маленькие фигурки людей, тонущие во всей этой роскоши. В центральной группе не то купцов, не то мещан, развалившихся в санях и весело хохочущих, будто сконцентрировано все жизнелюбие художника, его душевная стойкость, восхищение неувядающей красотой России и русского человека. Во время Первой мировой войны, в преддверии социальных катаклизмов, потрясших страну в 1917 году, яркие, жизнеутверждающие полотна Кустодиева противостояли настроениям пессимизма и безнадежности, охватившим широкие общественные слои. Павел Климов. Русский праздник: почва и судьба // Праздники по-русски. СПб, 2011. С. 9.
Показать полный текстЕго полные динамики «праздники» с их радостными и звучными красками, улыбающимися румяными лицами, разнонаправленным движением воспринимаются как апофеоз народной жизни, как отражение извечной мечты народа о красоте, счастье и полноте бытия, ярко отразившейся в фольклоре и ремеслах. Картины мастера пронизывает идея подлинного «хорового» начала, о котором мечтал и тосковал теоретик символизма Вяч. Иванов. Самые многолюдные его «праздники» гармоничны и представляют собой единое целое не только потому, что отлично «срежессированы» автором, но и потому, что уже в основе их замысла лежала гармония, мысль о том, что все люди братья и члены одной огромной семьи. Потому художник выбирает панорамные композиции с глубоким и сложным развитием пространства (варианты «Масленицы», 1916), совершенные, близкие квадрату форматы полотен («Балаганы», 1917; «Троицын день», 1920), изображает теплые зимние солнечные дни с инеем и обильным пушистым снегом или нежаркие ясные дни в разгар лета. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 39.