Коллекция онлайн


1903, Тетюши – 1991, Москва
1902, д. Щелкуново (ныне - Богородицкий район Тульской области) – 1990, Москва
08 (21).07.1903, Царицыно под Москвой – 17.04.2000, Москва

Конец

1963


Кукрыниксы побывали в побежденном Берлине спустя несколько дней после капитуляции Германии. Они спускались в убежище разгромленной рейхсканцелярии. Их поразили спертый могильный воздух, похожая на массивный шкаф, бронированная серая дверь личного бункера Гитлера и гигантские воронки от артиллерийских снарядов на поверхности. Эти острые первоначальные впечатления задали тон настроению будущей картины. В своей московской мастерской художники сконструировали помещение канцелярии, выкрасив стены, расставив мебель, соорудив натюрморт. Долго оттачивалась композиция, варьировалось количество действующих лиц. Наконец в картине остались лишь четыре фигуры: старый генерал, забывшийся в пьяном сне охранник, офицер СС, готовящий план отступления и замерший в дверях Гитлер, которого уже никто не приветствует. За его левым плечом выступает из темноты призрачное лицо Геббельса.

Натурщики отказывались позировать для образов ненавистных фашистов. Поэтому художникам пришлось самим позировать друг другу в костюмах и гриме. В роли Гитлера побывал каждый из участников трио, добавив к его образу собственные штрихи. Внешность Гитлера Кукрыниксы тщательно изучали по трофейным фотографиям. За годы войны ими было создано множество карикатур, в которых он изобретательно и остроумно высмеивался, а также неоднократно „убивался“. Это был личный поединок художников с вождем мирового зла. Карикатурное начало превалирует в большинстве предварительных зарисовок и эскизов. В картине оно сглаживается в пользу большей жизненной убедительности с элементами психологизма. Отказывая образам нацистов в трагедийной многоплановости, Кукрыниксы создали острый обличительный фарс. Подобная трактовка темы соответствовала как духу времени, так общей направленности их творчества. Картина была закончена в мае 1948 года к юбилейной выставке „ХХХ лет Советских Вооруженных сил“. В 1949 году авторам была присуждена за нее Сталинская премия I степени. Русскому музею принадлежит авторское повторение картины, находящейся в Государственной Третьяковской галерее. // Любовь Шакирова. Большая картина. СПб., 2006.  С. 266.

Кукрыниксы ‒ знаменитый и единственный в своем роде творческий коллектив трёх советских художников-графиков и живописцев. Этот псевдоним образован из частей фамилий участников ‒ народных художников СССР Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Кукрыниксы более всего известны зрителю, как мастера острых сатирических плакатов, точных карикатур вражеского командования на страницах многочисленных изданий, журналов, листовок, газет времён Великой Отечественной войны. Каждый из участников объединения ‒ мастер рисунка, живописи, иллюстрации, но сами художники говорили о своем объединении так: “То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности.”

Крупным итогом, плодом накопленных знаний, впечатлений и предыдущей работы стало живописное полотно “Конец”.

Побывав в послевоенном Берлине, Кукрыниксы присутствовали на Нюрнбергском процессе, спускались в подземный бункер имперской рейхсканцелярии. Эти впечатления и стали отправной точкой для создания полотна. Сумрачный колорит, беспорядок в приемной, открытые бутылки дорогих вин и безразличная покорность судьбе на лицах высших командиров третьего рейха ‒ всё это говорит о роковой непреклонности конца и бессмысленности сопротивления. Из-за тяжелой бронированной двери выглядывает жалкая фигурка фюрера, на которого никто из приближенных уже не обращает внимания. Его поза и лицо выражают страх и подступающее безумие. Взгляд Гитлера обращен куда-то вверх ‒ туда, где рвутся снаряды союзников, туда, откуда придет неминуемое возмездие. «Нам хотелось дать почувствовать, что в нашей картине незримо существует положительное начало, хотя оно и не изображено», объясняют авторы этот напуганный взгляд.

Е. Б. Могилевский, В. М. Ахунов. Материалы к аудиогиду по выставке «Память» для платформы Izi.travel. 2020

Гитлер Адольф (1889–1945) - вождь Национал-социалистической немецкой рабочей партии и рейхсканцлер Германии, идеолог фашизма и создатель тоталитарной государственной системы, наряду с такими зарубежными деятелями, как Наполеон или Чингис-хан, вошел в российскую историю как воплощение зла, беспощадный и жестокий завоеватель.

В начале апреля 1945 года из-за резко усилившихся бомбардировок Берлина Гитлер перебрался в бункер под Рейхсканцелярией. Спустя месяц он покончил с собой. С острой выразительностью художниками передано смятение фюрера и его приспешников. Кажется, сквозь толщу бетона доносятся раскаты взрывов. Асимметрия фигур и предметов, судорожные движения персонажей, будоражащие контрасты света и тени — все это образно передает ощущение неминуемого краха Третьего Рейха. Анатолий Дмитренко. Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 471.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: