Коллекция онлайн

1878, Саратов – 1968, Москва

Стрижка баранов

1912


С начала 1910-х под впечатлением поездок в Заволжские степи и Бухару Кузнецов писал картины-грезы о первозданном и гармоничном мире Востока. Бытовые мотивы, пронизывающие «киргизскую сюиту», всегда остаются лишь мотивами. Художник не превышает той меры конкретности, за которой мотив перерастает в сюжет. И люди, и животные, и вещи предстают на полотнах равноправными элементами, оперируя которыми живописец творит свой неповторимый мир. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 278.

1910-е были временем высшего расцвета таланта Павла Кузнецова. <...> Из года в год мастер совершает поездки в заволжские («киргизские») степи (1909–1912), затем в древние центры Туркестана — Бухару и Самарканд (1912–1913). Там он нашел идеал естественной жизни в гармонии с Землей и Космосом.

В собрании Русского музея представлены работы «степного» и «бухарского» циклов: шесть «степных» картин и одна акварель. Полотно «Дождь в степи» (ЖБ-1174) и «Степной пейзаж с юртами» (Р-45786) представляют собой тонкие по колориту, глубокие панорамы степи с юртами «киргизов» и силуэтами людей вдали. В подобных произведениях, замечал Маковский, Кузнецов «выработался в проникновенного пейзажиста, умеющего передать необычайно простыми живописными средствами поэзию кочевого простора»****.

Пять картин являются бессюжетными жанрами. Их «герои» — степь и женщины за повседневными занятиями. Самоуглубленные, они кормят овец («В степи», ЖБ-1172), стригут их («Стрижка овец», ЖБ-1173), отдыхают («В степи (Лежащая в юрте)», Ж-11159), готовятся в путь («У кошары», Ж-8116), медитируют («Вечер в степи», ЖБ-1177). В степях Заволжья, в простых, «от века» повторяющихся событиях Кузнецов нашел мудрый смысл жизни, гармоничное слияние с природой, утраченные европейской цивилизацией. Для него, как и для других символистов, Восток — своего рода «зазеркалье» обыденной, европейской реальности, «иной» путь жизни и сохранившаяся «естественность». Гармоничен и утончен колорит полотен. Цвет и линии, утверждая их двухмерность, вместе с тем дают иллюзию пространства, расширяя его беспредельно. Пейзажи пронизаны чистым спокойным светом, плавными ритмами линий и форм, а персонажи кажутся причастными тайнам земного бытия. Красота композиционного и колористического решения служит в картинах идее целостного мира, построенного на естественных, «изначальных» законах. Владимир Круглов. Павлу Кузнецову 145 лет // Павел Варфоломеевич Кузнецов. СПб, 2023. С. 12-14.

Полотно представляет собой новый тип лирико-монументальной картины, в которой бытовой сюжет получает обобщенное символическое претворение. Несколько эскизная манера письма вызвана задачей создать в первую очередь «общий ансамбль художественного воплощения». Полотно входит в «Киргизскую сюиту» — серию полотен, созданных художником во время поездки в Среднюю Азию. Для картины характерен синтез реальных впечатлений и романтической фантазии поэтического созерцания. Он искал гармонию в жизни кочевого народа, сохранившего древний уклад жизни, живую связь с природой. Неторопливый ритм изображения соответствует необъятности пространства, несущего в себе ощущение космичности. По словам художника, «в искусстве живописи должна быть связь с чувством трудового человека. Настанет время, когда к искусству приобщатся люди, смотрящие на небеса простыми, ясными глазами».


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: