Коллекция онлайн

1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград

Утро. Купальщицы

1917

  • Холст, масло. 161 x 129
  • ЖБ-1261

  • Пост.: 1920 приобр. у автора (Петроград)


Необычна изысканная эстетика произведения — вертикальный формат холста, удлиненные пропорции фигур, благородная гармония цветовой гаммы и, наконец, духовная наполненность образов. Первоисточник всему — впечатления от изучения фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Извечное стремление художника к большому стилю получило в картине достойное воплощение. Глубочайшее мастерство Петрова-Водкина выводит обычную жанровую сцену на уровень некоего вневременного действа, свершающегося на наших глазах. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 281.

В живописном эпосе Петрова-Водкина о современности, а так с определенной степенью условности можно назвать все им созданное, в 1910–1920-е годы особенно отчетливо прозвучали темы юности, материнства, рождения и смерти, любви и труда. <...> Образ матери, материнской любви в житейском его отображении в искусстве, соединяется в его представлении с христианским символом материнства — образом Богородицы, свидетельствуя о единстве всего происходящего вокруг нас. Взору Петрова-Водкина открывается вечность в единичном явлении. <...> Заметный с первого взгляда «иконописный» характер образов, созданных Петровым-Водкиным, в особенности в предреволюционный период творчества, далек от поверхностной стилизации. По словам Михаила Владимировича Алпатова, «…он понимал самую суть, он шел не от приема <…> а от какого-то взгляда на мир, на человека». Ольга Мусакова. Мгновения вечности // Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. СПб. 2018. С. 9.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Обращение к художественным традициям древнерусского искусства и, прежде всего, к его высокой духовности наглядно проявляется в картине «Утро. Купальщицы». Молодая, стройная, обнаженная женщина с тонкими чертами лица, задумчиво, с оттенком грусти глядя куда-то в сторону, ведет за руку мальчика. Поодаль, на берегу, группа девушек готовится к купанию. Их сине-красно-зеленые одежды служат цветовым аккомпанементом главным персонажам.

Женщина и ребенок совершенно естественны. Они органичны в своей обнаженности. В картине Петрова-Водкина в женской наготе нет чувственности, она словно хранит отсвет целомудрия, первозданного творения. В образе героини чистота, хрупкость, особая одухотворенность тела воспринимаются как отражение гармонии внутренней жизни. По мысли художника, красота женщины – в ее высоком земном предназначении продолжать род человеческий. Нить бесконечности связывает мать и сына.

Смысл картины раскрывается и через особый характер пейзажа. Ступенчатость его построения вверх по плоскости, при сжатости пространства в картине и лаконизме цвета, напоминает горки (лещАдки) в древнерусских иконах, где пейзаж не просто обозначает место действия, но символизирует ступени духовного восхождения человека.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: