Шах-и-Зинда. Самарканд
1921
- Период Первая половина XX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
Летом и осенью 1921 года Петров-Водкин с учеником Александром Самохваловым живет в Самарканде, войдя в состав 8 членов научной экспедиции, организованной Комитетом по делам музеев и охране памятников искусства, старины и природы при Наркомпросе и Российской Академией истории материальной культуры. Привозит из поездки серию пейзажей, портретов, жанровых композиций маслом, рисунки и акварели. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. СПб. 2018. С. 202.
В 1921 году в составе научной экспедиции Петров-Водкин отправляется в творческую поездку по Средней Азии. Во время этого путешествия он создает серию работ, а путевые заметки в 1923 году публикует отдельной книгой «Самаркандия». Петров-Водкин сравнивал значение этой поездки для своего творческого развития с путешествием 1907 года в Северную Африку.
Одна из главных остановок экспедиции – Самарканд, древнейший город региона. Один из самых известных здешних памятников – монументальный погребальный комплекс Шах-и-Зинда (Шахи Зинда; в переводе с персидского «живой царь»). Этот средневековый мавзолей художник называл сказочным лабиринтом – очень точное описание, ведь Шахи Зинда возводился стихийно в течение нескольких столетий.
Петрова-Водкина поражают декоративные приемы древних архитекторов. В путевых заметках он описывает увиденное так: «переливы цвета в тончайших узорах орнаментики, кончающихся сталактитами, спорят с вечерним небом и не сдаются небу чистотой и звучностью гаммы».
На картине запечатлена панорама западной стороны древнего комплекса. Отсюда открывается вид на мавзолей Казы-Зады-Руми. Мы видим купола этой усыпальницы, декорированные майоликой – глиняными керамическими плитками с изразцами неповторимой глубины цвета. «Да ведь это вода! Это заклинание бирюзой огненности пустыни!» – напишет об этих куполах Петров-Водкин.
Картина построена на сложных отношениях разных оттенков желтого. Вся архитектура и ландшафт моделируется одним цветом. Такая монохромность характерна для Петрова-Водкина. Художнику нравилось работать над решением сложной задачи – добиваться выразительности и объема, используя минимальное количество цветов, а иногда и один цвет. Подобные штудии он будет предлагать и своим ученикам.