Полдень
Эскиз-вариант картины «Обеденный перерыв в Донбассе» (1935, Государственный художественный музей Латвии, Рига). 1932
- Период Первая половина XX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
В 1930-е годы художник попробовал совместить разные жанровые принципы в отдельных композициях, к примеру, в работе «Полдень» (1932), в которой без противостояния сосуществуют черты ландшафта и тематической картины. Мотив выбегающей из воды группы девушек на фоне индустриального пейзажа — донбасских дымящих труб и локомотива — позднее не раз повторялся в иных композиционных вариациях Дейнеки. Своей задачей художник видит передачу состояния бодрости и здоровья людей, яркой энергии окружающей жизни. Все больше внимания Дейнека уделяет колористическому решению, передаче солнечного света, его отражения в воде, светотеневым контрастам горизонтально подчеркнутых планов, своеобразной гармонии мира. Н. М. Козырева. Дейнека — «первый советский художник» // Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения. СПб. 2025. С. 6.
Созданию этого небольшого полотна предшествовали впечатления от поездок по родному Донбассу в начале 1930-х годов. Известен фотоснимок из архива Дейнеки с группой выбегающих из реки подростков, который подсказал сюжет будущей картины. Художник создает собирательный образ своего молодого современника, азартного и радостного в труде и отдыхе. Для счастья народа. Каталог выставки Русского музея в Малаге. 2018. С. 58.
Дейнека А.А. Обеденный перерыв в Донбассе. 1935 (Государственный художественный музей Латвии, Рига)