Состязание юных моделистов
1931
- Период Первая половина XX века
- КатегорияБытовой жанр
- Поделиться
Идея покорения пространства и времени, ключевая и для других жанров и видов советского искусства, в 1920–1930-е годы становится важнейшей для работ о спорте. Ведущей становится идейно-воспитательная составляющая спорта, связанная с задачей подготовки физически развитого человека, который «готов к труду и обороне» (легендарный значок ГТО появляется в 1930 году, когда тема спорта окончательно утверждается в качестве важного раздела советского искусства). Спорт как неотъемлемая часть подготовки человека к любым трудностям становится лейтмотивом работ многих художников, в том числе и Адливанкина.
Для счастья народа. Каталог выставки Русского музея в Малаге. 2018. С. 56.
В живописи 1920–1930-х годов изображения детей сопоставляются со знаками грядущего счастья, в котором им предстоит жить. Ребенок и небо, море, даль — образы мечты, начала жизни, ее открытых горизонтов. Они не всегда и не обязательно идеологически обусловлены и зависимы. Скорее они были присвоены государством и поставлены на службу «агитации за счастье», которая щедро и не всегда качественно их тиражировала. Символической территорией счастья, как встарь, становятся небеса. Дети увлечены авиацией, воздухоплаванием, вступают в ОСОАВИАХИМ, играют в летчиков и авиаконструкторов. Юные авиамоделисты на картине Самуила Адливанкина «Состязание юных моделистов» запускают в небо похожие на стрекоз планеры. Кажется, они и сами готовы устремиться в ровную синеву неба.
Любовь Шакирова. Осторожно: детство! // Дети Страны Советов. СПб, 2017. С. 6.