Коллекция онлайн

1879, Киев – 1935, Ленинград

Портрет Ивана Васильевича Клюна (Усовершенствованный портрет Клюна (Строитель)

1913

  • Холст, масло. 111,5 x 70,5
  • ЖБ-1469

  • Пост.: 1926 через ГИНХУК (собр. МХК)


«Портрет Клюна» – один из наиболее устойчивых мотивов в творчестве Малевича. Фронтальное изображение мужского лица – «Крестьянина», «Строителя», «Православного» (по определениям, принадлежащим самому художнику) – традиционно связывается с обликом одного из его ближайших друзей и последователей, художника Ивана Васильевича Клюнкова (Клюна). Так называемый «Усовершенствованный портрет Клюна», впервые экспонировавшийся на выставке «Союза молодежи» 1913–1914, является одним из характернейших примеров кубофутуризма – не только в творчестве Малевича, но и в русской живописи этого периода. Совершенно в духе времени, отдавая дань богоборческим настроениям тех лет, нередким среди художественной молодежи, Малевич «препарирует» в этом портрете его иконный прототип – образ Спаса Нерукотворного, придавая особенную выразительность огромному рассеченному глазу, становящемуся своеобразным парафразом Всевидящего Ока. Интересно, что и сам Клюн полностью идентифицировал себя с образом, созданным Малевичем, о чем свидетельствует автопортрет, написанный в 1914–1915 и ныне хранящийся в Астраханской картинной галерее. (Е. Б.).

Клюнков Иван Васильевич (1878–1942) – художник, друг и последователь К. С. Малевича. Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 157.

Малевич не создает портрет конкретного человека. Изображение строится из разнообразных геометрических форм. Словно развернутые в разных пространственных зонах, они составляют сложную композицию, в которой узнаются отдельные фрагменты предметов. Более того, есть фрагменты, красноречиво «рассказывающие» о модели. Так, часть бревенчатого сруба деревенской избы указывает на крестьянское происхождение Клюна, а нагромождение бело-голубых граненых объемов и дымящая труба вполне может ассоциироваться с сахароваренным заводом, где с 19 лет работал будущий авангардист. Но в сочетании с пилой – инструментом, с помощью которого автор распиливает, разрушает форму для того, чтобы трансформировать ее в новой художественной реальности, все изображенные фрагменты материального мира приобретают значение предметов, символизирующих деятельность Творца-Строителя – созидателя новой жизни, нового общества, нового искусства. В этом контексте слово «усовершенствованный», введенное Малевичем в название произведения, означает некую более совершенную форму, нечто новое, лучшее по отношению к тому, что было раньше.

Клюн (К.) И. В. Граммофон. 1914


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: