Коллекция онлайн

1866, Москва – 1944, Нейи-сюр-Сен, Франция

Святой Георгий (II)

1911

  • Холст, масло. 107 х 95,2
  • Жб-1698

  • Пост. в 1926–1928 из МХК через ГИНХУК, Ленинград


Кандинский часто обращался к персонажам древнерусской живописи в своем творчестве. Образ Святого Георгия для него был особенно близок, зачастую художник использовал готовые иконографические варианты для своих композиций. Образ Георгия Победоносца подвергся существенному преображению, переосмыслению, постепенно теряя свои реальные очертания, он сохранил гармонию ритмического цветообразования. Художник был убежден, что, уходя от предметности, преодолевая материальное начало, можно добиться предельной выразительности глубинной сути явления. В гармонии насыщенных цветов звучит могучая торжественная музыка, символизирующая величие подвига и победу добрых сил. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 315.

«Георгий» принадлежит к самому началу абстрактного периода в творчестве мастера. Толчком к появлению варианта «Святого Георгия» могли быть иконы или русские лубки, которые собирал Кандинский. В избранном мотиве художника волновали не натуралистические коллизии сражения, а сама его эмоциональная атмосфера, напряжение поединка, пафос и радость победы. Этого он достигает самой композицией, разработкой ее музыкальной «драматургии». В хаосе заполняющих холст экспрессивных цветовых пятен еще различимы очертания скал, фигур принцессы и всадника, поражающего дракона. Рождая ассоциации, эти узнаваемые детали обогащают образ, усиливают его многосмысленность. Но как звуки музыки, освобожденные от оков предметности формы, сочетания и контрасты цветовых пятен в этой работе уже передают душевное и духовное состояние ее создателя.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: