Коллекция онлайн

1886, Москва – 1939, Кань-Сюр-Мер, Франция

Портрет Качалова в роли царя Федора Иоанновича

1923


Царь Федор Иоаннович (1557–1598)

Федор Иоаннович, прозванный Блаженным, последний правитель из рода Рюриковичей, второй сын Ивана IV от первой жены Анастасии Романовны. Правил в 1584–1598 годах. В его царствование была окончательно присоединена Сибирь, издан новый Судебник (1589) и учреждено русское патриаршество (1589). В 1590-е годы в ходе очередной войны со Швецией удалось отвоевать часть территорий, утраченных в ходе Ливонской войны. В правление Федора Иоанновича обострилась внутриполитическая борьба из-за возвышения при дворе Бориса Годунова, на дочери которого царь был женат. // Виктория Борисенко. Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 119.

Качалов (Шверубович) Василий Иванович (1875–1948). С 1900 — в труппе МХТ–МХАТ. Народный артист СССР (1936). Спектакль Московского Художественного театра по драме А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», поставленный К. С. Станиславским, с большим успехом был показан на зарубежных гастролях в Европе (1922–1923) и Америке (1923–1924). К началу гастролей МХТ в Нью-Йорке была приурочена обширная выставка русских художников-эмигрантов в Бруклинском музее. На ней экспонировалась и григорьевская «Расея» (Константиновский дворец, Петербург), наряду с которой были представлены живописные этюды и графические рисунки, сделанные с артистов театра. Качаловская интерпретация роли царя Федора наложилась на острые личные переживания художника, ставшего добровольным «изгнанником». В картине узнаваемы артисты МХТ В. В. Лужский и Л. М. Коренева, послужившие прототипами старца и женщины. Портрет «Качалов в роли царя» является ключевым в понимании творческой судьбы Григорьева и, возможно, целого поколения художников русского зарубежья. // Альфия Низамутдинова. Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 120.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: