Коллекция онлайн

1805, Санкт-Петербург — 1867, имение Халала, Финляндия

Николай I

Первоначальная модель памятника конной статуи для памятника Николаю I в Петербурге. 1856

  • Бронза. 48 × 20 × 51
  • Ск-190

  • Пост. в 1831 из АХ


Николай I (1796–1855) — третий сын императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, урожденной принцессы Вюртембергской. Вступил на престол в 1825 году. Правление Николая I характеризовалось централизацией государственной власти и регламентацией всех сфер деятельности. В 1826 году было создано Третье отделение Собственной Е. И. В. канцелярии, призванное следить за политической благонадежностью подданных, а в 1827 — опубликован цензурный устав, названный современниками «чугунным».
В основе внутренней политики лежал принцип «самодержавие, православие, народность». Незыблемость самодержавия лежала и в основе внешней политики. Польское восстание (1830-1831) и революционные волнения в Европе начала 1830-х годов способствовали возрождению Священного союза России, Австрии и Пруссии. В 1833 году между этими странами было достигнуто соглашение о взаимной поддержке в случае политического кризиса. Принятая императором роль покровителя христианских народов, находящихся под властью мусульман, определяла восточное направление внешней политики. Русско-турецкая война (1828—1829) способствовала обретению независимости Греции (1830). Последние годы царствования Николая I были омрачены военными неудачами в Крымской войне (1853-1856). Личность и деятельность императора вызывала противоречивые оценки современников — от восторженного почитания («рыцарь самодержавия») до категорического неприятия («жандарм Европы»). Наталия Соломатина. Каталог выставки в Малаге "Династия Романовых". 2017. С. 301.

Николай I (1796–1855) — младший брат императора Александра I, российский император (с 1825).

Одним из скульптурных символов Петербурга заслуженно признан памятник Николаю I на Исаакиевской площади, открытый 1 августа 1859 года. Безусловно, самой яркой страницей в истории памятника является работа П. К. Клодта над конной статуей. Все этапы создания монумента подробно освещались в прессе 1857–1859 годов, особенно на страницах «Северной пчелы» и «Русского художественного листка». Началом создания памятника следует считать 2 мая 1856 года, когда был утвержден проект, составленный по повелению императора Александра II архитектором О. Монферраном. В январе 1857 года была произведена торжественная закладка памятника в присутствии императора и его семьи.

В фонде скульптуры ГРМ хранятся клодтовские статуэтки, относящиеся к раннему этапу работы над монументом: переведенный в бронзу эскиз 1856 года (где всадник сидит на спокойно стоящем коне (Ск-251))1 и динамичная композиция, изображающая императора на вздыбленном коне, стоящем на двух ногах. Последнюю модель (вылепленную в глине) 9 декабря 1856 года осматривал Александр II, пожелавший «изменить аллюр лошади с левой ноги на правую, козырек у каски уменьшить, самую каску надеть несколько назад, ботфорты сделать мягче, эполеты же и правый рукав выше локтя немного полнее»2. 12 декабря Совет Академии художеств одобрил исправленную модель.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

В апреле 1858 года П. К. Клодт, возглавлявший литейную мастерскую Академии художеств, отливал конную статую Николая I. «Отливка эта, произведенная бароном Клодтом по воску, была неуспешна: при ней повторилось обстоятельство, сопровождавшее отливку статуи Петра Великого Фальконетом и почти всех других колоссальных статуй: форма не выдержала напора металла, расплавленного в количестве до 1,300 пуд., в ней образовалась трещина, в которую вытекла значительная часть бронзы, и некоторые части фигуры остались не наполненными. По докладу об этом Государю Императору, Его Императорское Величество благоволил разрешить вторичную отливку поручить опять барону Клодту и вознаградить его за понесенные им при этом издержки»3. 21 февраля 1859 года конная статуя была отлита Клодтом вторично и абсолютно удачно.

Обычно все, кто обращался к описанию конной статуи Николая I, отмечали техническое мастерство при решении сложнейшей задачи — постановки коня на две точки опоры. Для их прочности Клодт заказал «на лучшем заводе (Услонском, Г. Москвина, в Олонецкой губернии, близ города Лодейное Поле) железные подпоры, которые исполнены под личным надзором Клодта. Подпоры эти (весом в 60 пудов, стоящие 2000 руб. сер.) уже вставлены в задние ноги восковой модели» 4,— было указано в «Русском художественном листке» за 1858 год.

Примечательные сведения о доставке монументальной конной статуи на место установки памятника приводились в «Русском художественном листке» за 1859 год: «Эта статуя отливалась в литейной Императорской Академии художеств и, по размерам своим, не могла быть вывезена из мастерской обычным путем в ворота; но для появления на свет нового произведения нашего знаменитого ваятеля должны были проламывать в литейной стену. Самая постановка статуи на пьедестал представляла много любопытного; эту страшную массу подняли канатами на высоту до 4 сажень и поставили сперва на подмостки, находившиеся с боку над лесами, окружавшими пьедестал; потом эти подмостки подкатили на колесах к тому месту, где должна была стоять статуя и, наконец уже, опустили ее на мраморный пьедестал»5.

25 июня 1859 года состоялось торжественное открытие нового петербургского монумента. «Тогда вся жизнь Петербурга, можно сказать, сосредоточилась на памятнике; оставлены были все ежедневные заботы, отложены все обычные занятия и обширная Мариинская площадь сделалась центром столичной деятельности; примыкающие к ней улицы превратились как бы в бьющие артерии, по которым к общему средоточию неслись пестрые волны народа, катились всех родов экипажи и стройно двигались густые массы войска»,— писал один из очевидцев открытия памятника 6. Этот исторический момент изобразил на акварели художник В. С. Садовников7 (Р-3014). Ольга Кривдина // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 32.

1. В отделе рисунка Русского музея имеется исполненная Клодтом карандашная зарисовка проекта памятника Николаю I (Р-12664). Воспроизведение см.: Кривдина О. А. Скульптор Петр Карлович Клодт. Новые материалы. СПб, 2005. Ил. 15.
2. РГИА, ф. 789, оп. 2, 1856, д. 151, л. 4.
3. Русский художественный листок. 1859. № 22. С. 70.
4. Там же. 1858. № 3. С. 2.
5. Там же. 1859. № 19. С. 61.
6. Там же. № 22. С. 69.
7. ГРМ, Р-3014.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: