Коллекция онлайн

1797, село Большое Столобецкое Орловской губернии – 1837, Санкт-Петербург

Фигура к проекту памятника генерал-фельдмаршалу светлейшему князю Михаилу Илларионовичу Кутузову-Смоленскому для Петербурга

Неосуществленный вариант. 1829-1830

  • Бронза. 48 х 33 х 24,5
  • Ск-1950

  • Пост. в 1974 от Б.А. Афанасьева, Ленинград.


Памятники прославленным полководцам Отечественной войны 1812 года, были открыты перед Казанским собором 29 декабря 1837 года. Статуи делались по заказу императора Николая I, который распорядился, чтобы «сии фельдмаршалы были представлены пешими в форменных мундирах»; а «для живописного эффекта» предлагалось «драпировать их плащами и употребить брюки или рейтузы для нижнего их платья...». При проектировании фигур Борис Орловский конкурировал с Самуилом Гальбергом, приверженцем классицистических традиций, и в итоге одержал победу. А. С. Пушкин впервые увидел монументальные гипсовые модели в мастерской скульптора, посещению которой посвящено датированное 1836 годом стихотворение «Художнику»:

«Грустен и весел вхожу, ваятель,

в твою мастерскую:

Гипсу ты мысли даешь, мрамор послушен тебе...»

Примечательно, что при описании будущих памятников, поэт как бы оценивает историческую роль вобщей победе каждого из полководцев:

«Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов...»

Е. В. Карпова. «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024. С. 56.

Весной 1837 года у Казанского собора были установлены монументы в честь двух полководцев, героев Отечественной войны 1812 года. Первоначально, по рескрипту Александра I, подписанному еще в 1818 году, статуи Кутузова и Барклая де Толли предполагалось поставить отдельно друг от друга, перед двумя симметричными колоннадами собора. Однако впоследствии от строительства южной колоннады отказались, и поэтому композиция из двух памятников, спроектированная Орловским в 1829 году, уже предназначалась для площади, образованной северной колоннадой собора со стороны Невского проспекта. Согласно новым веяниям в европейской скульптуре, фельдмаршалы были представлены не в вымышленных героизированных одеяниях, а в современных «форменных мундирах». Особое значение приобрела эмоциональная характеристика образов, точно выраженная в поэтических строках А. С. Пушкина. Великой победы «зачинатель Барклай» и «совершитель Кутузов» были увековечены скульптором в строго портретных и исторически достоверных изображениях. Эти памятники ознаменовали собою важнейший этап в монументальной летописи Петербурга. Елена Карпова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 120.

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (1745–1813) – выдающийся русский полководец. В царствование Екатерины II участвовал в русско-турецких войнах, во время которых был дважды опасно ранен, потеряв один глаз. В августе 1812 года стал главнокомандующим русскими войсками в борьбе с нашествием армии Наполеона. После сражения при Бородино оставил Москву. За последующее изгнание врага за пределы Отечества Кутузов был пожалован чином фельдмаршала, титулом князя Смоленского и орденом Святого Георгия 1-й степени, став его первым полным кавалером.  В 1813 году возглавил союзные русско-прусские войска. После кончины Кутузова главнокомандующим объединенной армией стал Михаил Барклай-де-Толли. 

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Помимо создания в Зимнем дворце мемориальной галереи русских военачальников, Александр I задумал увековечить в бронзе образы двух выдающихся русских полководцев — фельдмаршалов Михаила Илларионовича Кутузова и Михаила Богдановича Барклая-де-Толли. В сентябре 1818 года император подписал рескрипт на имя петербургского генерал-губернатора графа Сергея Вязмитинова: «Прославляя бессмертные деяния времен минувших, изъявим справедливую признательность и к заслугам нашего времени. Слава генерал-фельдмаршалов князей Голенищева-Кутузова Смоленского и Барклая-де-Толли требует также достойных памятников, коими украсятся две площади перед соборным храмом Казанския Божия Матери…». Место для возведения памятников было выбрано Александром I не случайно. Казанский собор, построенный по проекту архитектора Андрея Воронихина, был освящен в конце 1811 года, незадолго до начала войны. Вскоре он приобрел значение памятника воинской славы. 11 июня 1813 года в нем было погребено тело победителя Наполеона фельдмаршала Кутузова. На стенах собора висели трофейные боевые знамена французов и их союзников, к стенам были прикреплены ключи от сдавшихся русским войскам крепостей и городов в Западной Европе.

К конкурсу на статуи Кутузова и Барклая-де-Толли Академия художеств пригласила ведущих российских ваятелей Ивана Мартоса, Василия Демут-Малиновского, Степана Пименова, Николая Токарева и двух молодых скульпторов, пенсионеров, работавших в Риме, Самуила Гальберга и Бориса Орловского.

Император (уже Николай I) утвердил эскизы и модели Орловского, ныне хранящиеся в Русском музее. Бронзовые фигуры полководцев отлил Василий Екимов, постаменты из цельного гранита по проекту Василия Стасова вырубил известный каменотес Самсон Суханов. Торжественное открытие монументов состоялось 25 декабря 1837 года в двадцать пятую годовщину изгнания французов. Григорий Голдовский, Юрий Епатко. «Недаром помнит вся Россия…» // 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 16.

В  1829 году скульптор Орловский был вызван императором Николаем I из Италии для участия во втором конкурсе проектов. Хранящиеся в Русском музее фигуры М. И. Кутузова и М. Б. Барклая-де-Толли относятся к начальному периоду работы над монументами. Основное композиционное решение, воплощенное в этих моделях, было сохранено в осуществленных памятниках (ныне установлены напротив Казанского собора в Санкт-Петербурге). Обладая несомненным портретным сходством, обе фигуры очень символичны. Недаром А. С. Пушкин в стихах, посвященных посещению мастерской Орловского, назвал их «зачинатель» и «совершитель». Фельдмаршал М. И. Кутузов изображен триумфатором, с жезлом в руке, направляющим войска, и с  поверженными французскими знаменами у ног. 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 95.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: