Михаил Иванович Калинин
1928–1929
- Гипс. 47 x 15 x 31
- СО-188
- Период Первая половина XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Послереволюционная эпоха стала временем активного включения художников-представителей народов Крайнего Севера в культурную жизнь большой многонациональной страны. Здесь вслед за живописными и акварельными пейзажами Тыко Вылки новым значительным явлением становится творчество воспитанников Института народов Севера, открытого в Ленинграде после революции. Студенты-северяне, знакомые исключительно с традициями самобытной художественной культуры своего народа, в 1920–1930-е годы выполнили ряд скульптурных и графических работ, во многом открывших новый этап освоения образных приемов традиционного искусства (связанного также с понятием «примитива») представителями русского авангарда и различных направлений зарубежного модернизма. Исконное чувство природы материала и его тектоники, умение создать целостный выразительный образ ограниченными выразительными средствами позволили молодым авторам, в основном представляющим малочисленные народы Крайнего Севера, запечатлеть не только своих соплеменников («Самоед» Александра Онинко СО-193; «Голова» Алексея Агилева СО-2223, и другие), но и видных политических деятелей советского государства («Михаил Калинин» Прокопия Беккерова, СО-188). Руслан Бахтияров. К берегам Антарктиды и Арктики // К берегам Антарктиды и Арктики». СПб, 2019. С. 8.
В 1925 году при рабочем факультете Ленинградского государственного университета было открыто северное отделение, позднее преобразованное в Северный факультет, который готовил национальных специалистов в области строительства, хозяйственно-кооперативной деятельности и педагогической работы для северных окраин Советского Союза. В 1929 году Северный факультет был реорганизован в самостоятельный Институт народов Севера. В 1926 году на факультете была создана рисовальная студия, затем скульптурная мастерская. Студенты рисовали, лепили, занимались резьбой по кости. Сочетание первобытно-реалистического взгляда на природу и методов профессионального искусства дало необычный художественный сплав, получивший название «северный изобразительный стиль». М. Б. Стекольникова // К берегам Антарктиды и Арктики». СПб, 2019. С. 44.
Калинин Михаил Иванович (1875 – 1946) – российский революционный деятель, советский государственный и партийный деятель, Герой Социалистического Труда (1944). Родился в крестьянской семье. Получил начальное образование. Член РСДРП с 1898, в 1905 примкнул к большевикам. В 1900–1916 годах неоднократно подвергался арестам и административным высылкам. Участник Революции 1905–1907 годов в Санкт-Петербурге. После образования Советского Союза – председатель ЦИК СССР (дек. 1922 – янв. 1938). Председатель общества «Долой неграмотность» (1923–1936). В 1924 году активно участвовал в создании Комитета содействия народностям северных окраин (Комитет Севера) при ВЦИК. Председатель комиссии Политбюро ЦК ВКП(б) по подготовке и рассмотрению вопросов национально-государственного строительства в национальных районах РСФСР (с 1926).