Рабочий и колхозница
Модель скульптурной группы для Советского павильона на Международной выставке 1937 года в Париже. 1936. Отлив: 1937
- Бронза. 158 х 113 x 110
- СО-724
Пост. 1963 из ГТГ
- Период Первая половина XX века
- Поделиться
Мухина, несомненно, обладала редчайшим даром монументалиста, умением не только спроектировать, но представить скульптурную форму в большом размере, с учетом архитектурного пространства. Очевидно и то, что монументальная группа «Рабочий и колхозница» (1937) стала квинтэссенцией ее художнических устремлений, кульминацией творческой карьеры, первой и, по сути, единственной работой, где Мухиной удалось до конца воплотить задуманное. В этой композиции оказались сконцентрированными прежние монументальные наработки, неосуществленные идеи Мухиной, все то, за что она так ратовала и боролась: гигантский масштаб, сравнимый в то время разве что со статуей Свободы, долгожданный синтез с архитектурой, образная выразительность, построенная на обобщении и бурной динамике пластических форм, применение абсолютно нового для скульптуры материала — нержавеющей стали, что повлекло за собой новое понимание светотеневой моделировки и новые технологии исполнения. Елена Василевская. Минуя богов // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 7.
В 1936 году Вера Мухина получает приглашение участвовать в закрытом конкурсе на разработку монументальной группы «Рабочий и колхозница», предназначенной для советского павильона на Международной выставке 1937 года в Париже. Скульптурному конкурсу предшествовал архитектурный, в котором победил Борис Иофан. Архитектор не только создал проект самого павильона, который должен был продемонстрировать достижения страны за двадцать лет, но и включил в решение скульптурную композицию. Она должна была конкретизировать главную идею сооружения. «В возникшем у меня замысле, – писал Иофан, – советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой мощный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма, когда труд есть дело чести, доблести и геройства. Этот замысел надо выразить настолько ясно, чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это павильон Советского Союза». Скульптурная группа была намечена приблизительно – изобразить юношу и девушку с серпом и молотом в руках, олицетворяющих хозяев Советской земли – рабочий класс и колхозное крестьянство.
Некоторое представление о том, как воспринималась композиция на крыше павильона, дает бронзовая модель, хранящаяся в Русском музее. Уже со значительного расстояния фигура колхозницы казалась как бы парящей в воздухе. Складки ее юбки и особенно шарф, словно наполненные воздухом, обтекали фигуру, сообщая ей особую гармоничность, динамику и красоту, красоту, сочетающую в себе физическую силу и поэтическую одухотворенность. При осмотре в фас скульптура приобретала суровую сдержанность, а стремительный бег казался торжественно замедленным. При обходе сзади динамика движения вновь нарастала, герои устремлялись вперед, будто гонимые потоками ветра. Подобной многоплановости в монументально-декоративной скульптуре до Мухиной еще никто ни достигал в первой половине XX века! К тому же при всей монументальности, композиция легкая, ажурная, активно проникающая в окружающее пространство и создающая вокруг себя атмосферу ликующей радости. Глядя на нее сложно представить, сколько трудностей довелось преодолеть Вере Игнатьевне при ее создании, начиная с выбора материала, так как решено было использовать хромированную сталь – материал для скульптуры совершенно непривычный.
20 декабря 1936 года модель была закончена и отдана на завод. Казалось, что для скульптора основная работа закончилась. Однако все получилось иначе. Увеличить модель обычным способом не удалось. Мухиной с двумя помощницами – скульпторами Ивановой и Зеленской, а также инженерами и рабочими пришлось буквально выколачивать двухфигурный монумент из металла, многое в форме уточняя на ходу. Наконец 25-метровый гигант был готов. На каркас весом 63 тонны положили 12 тонн стали, причем толщина стальных листов была не более 0,5 мм. Для транспортировки скульптуру пришлось разобрать на 65 частей и отправить в Париж несколькими вагонами. А потом потребовалось одиннадцать дней для того, чтобы мерцающая, словно серебряная, композиция предстала перед глазами изумленных парижан. В воспоминаниях сына Мухиной сохранилась легенда, что Франция хотела выкупить скульптуру у Советского государства, но высшая власть распорядилась иначе и «Рабочий и колхозница вернулись на родину. К сожалению, при демонтаже скульптура была сильно повреждена. В 1939 году ее почти полностью реконструировали и установили перед главным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москве.
Варианты: эскизы, гипс тонированный, 1936 — ГРМ (СО-626, СО-627, СО-633), ГНИМА; бронза, отлив 1965 с гипса 1936 (ГРМ, СО-633) — ГРМ (СО-797); модель, гипс тонированный, 1936 — ГРМ (СО-302); модель, гипс, отливы 1937 с гипса (СО-302) — ГТГ, ЦНИИ технологии машиностроения, Москва, ГЦМСИР; гипс (переработанные отливы), 1951 — киностудия «Мосфильм», Москва; гальванопластика, 1951 — Национальная галерея живописи и скульптуры Румынии, Бухарест. Вера Мухина. СПб, 2009. С. 151.
На основании сбоку сзади под правой ногой мужской фигуры: отл. Миглиник.
Показать полный текст«Рабочий и колхозница», безусловный символ Советского государства. Появлению этой композиции предшествовал огромный труд. В кратчайшие сроки Мухина выполнила пять эскизов в гипсе. Варианты имеют незначительные различия, в основном — в выражениях лиц. Только третий вариант, который сама Мухина признавала неудачным, выделяется отсутствием развевающегося шарфа, важного не только с точки зрения образной концепции, но и по техническим причинам. Позднее Мухина писала: «Этот „шарф“ был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием»*. Но одновременно шарф стал одним из знаков, определяющих концепцию произведения: он поддерживает общее ощущение движения, порыва. Более откровенными знаками трудовой деятельности персонажей, безусловно, являются молот и серп. Но такие явные знаки, как правило, воздействуют на поверхностный уровень восприятия. Помимо них существуют менее заметные, но не менее серьезные детали. В данном случае это предметы одежды. В окончательном варианте композиции на ногах рабочего — ботинки особого фасона, со шнуровкой. Комбинезон также относится к совершенно определенному типу. Такие комбинезон на лямках, с широкими штанинами и прямыми карманами, в отличие, к примеру, от летных или танковых, были предназначены именно для производственных работ. Женская фигура одета в популярный в 1930-е годы приталенный сарафан на нешироких лямках, с расклешенной юбкой. В последнем варианте композиции колхозница обута в аккуратные туфли с закругленными носами, почти без каблуков, хотя сначала Мухина оставляла ее ноги босыми. Такой прием применялся ранее в статуе «Крестьянка», где женщина стоит босыми ногами на сложенных снопах.
Однако в композиции, изначально задуманной как символ, каждый знак должен выполнять еще и какую-либо сверхзадачу. Поэтому, например, «шарф» (не случайно это слово взято Мухиной в кавычки) становится, по словам скульптора, обозначением тех красных полотнищ, «без которых мы не мыслим ни одной нашей массовой демонстрации»**. А изображения серпа и молота — «эмблемы труда», по определению архитектора Б. М. Иофана, — не только проясняют социальную принадлежность персонажей, но и, «перекрещиваясь в высоте, дают основную часть советского герба»***.
«Рабочий и колхозница» — скульптура очень многоплановая. Заложенные в ней немногочисленные, но существенные детали, конкретизирующие статус персонажей и время их существования, знаки, определяющие образное содержание, и символы социально-политического характера превращают произведение в эмблему советской эпохи. Марина Стекольникова. Детали, знаки, символы // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 11-12.
* Мухина В. И. Как создавалась скульптура павильона // Мухина. Литературно-критическое наследие. М., 1960. Т. I. С. 107.
** Там же.
*** Там же. С. 106
В «Рабочем и колхознице» летящий по воздуху шарф, огромная тридцатиметровая дуга которого имела только две точки касания со статуей, визуально усиливал движение всей группы не только вперед, но и ввысь. Елена Василевская. Минуя богов // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 8-9.