Богоматерь Смоленская
На Руси к рассматриваемой иконографической схеме <Богоматерь Одигитрия> принадлежала особо чтимая чудотворная икона «Богоматери Смоленской». Предание связывает ее с именем Владимира Мономаха (XII в.), поставившего чудотворный образ в Успенском соборе Смоленска. В начале XV века «Смоленская Богоматерь» была торжественно перенесена в Москву и установлена в придворном Благовещенском соборе. Вероятно, с пребыванием образа в Москве связаны многочисленные иконографические реплики «Одигитрии» первой половины XV в. Причем все они отличаются достаточно устойчивой композиционной схемой, явно восходящей к какому-то одному образцу.
В 1456 году в Москву прибыла целая делегация жителей Смоленска во главе с епископом Михаилом, которая «слезно просила» великого князя отпустить с ними чудотворную икону обратно в Смоленск. В столице были оставлены две копии, сделанные «в меру и подобие» чудотворной. Одну из них поставили в Благовещенском соборе, а другую — в 1524–1525 годах — в Новодевичьем монастыре, на месте прощания со смоленской святыней. Еще в 1523 году Василий III, отправляясь в казанский поход и надеясь освободить Смоленск от польско-литовских интервентов, в своем духовном завещании дал обет — в случае победы основать новый монастырь на Девичьем Поле и возвести в нем храм во имя иконы «Пречистыя Одигитрии».
Для Москвы — «Третьего Рима» — это посвящение было глубоко символичным. Через образ Одигитрии, происхождение и история которого связаны с Византией, а появление его на Руси — с родом Мономахов, соединялись царствующие династии двух государств. В XVI веке с падением Константинополя его военный палладиум и святыня стала покровительницей и защитницей Москвы. С этого времени икона приобретает широкую известность, ее списки распространяются во многих городах и землях Руси, из них более тридцати почитаются чудотворными. Начиная с 1525 года иконе установлено ежегодное торжественное общерусское празднование — 28 июля, в этот день читалась специально составленная ей служба. Богослужебная практика любого храма требовала на этот день образ «Богоматери Одигитрии Смоленской». Он же предназначался для богослужения в Неделю Торжества Православия (первое воскресенье Великого поста). Этим объясняется столь широкое распространение икон подобного типа (ДРЖ-1154, ДРЖ-2455, ДРЖ-3074, ДРЖ-1871). Ирина Шалина. Образ Богоматери в прославленных и чудотворных иконах (списки, изводы, сказания) // «Пречистому образу Твоему поклоняемся... ». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 147-148.