Коллекция онлайн

На Руси к рассматриваемой иконографической схеме <Богоматерь Одигитрия> принадлежала особо чтимая чудотворная икона «Богоматери Смоленской». Предание связывает ее с именем Владимира Мономаха (XII в.), поставившего чудотворный образ в Успенском соборе Смоленска. В начале XV века «Смоленская Богоматерь» была торжественно перенесена в Москву и установлена в придворном Благовещенском соборе. Вероятно, с пребыванием образа в Москве связаны многочисленные иконографические реплики «Одигитрии» первой половины XV в. Причем все они отличаются достаточно устойчивой композиционной схемой, явно восходящей к какому-то одному образцу.

В 1456 году в Москву прибыла целая делегация жителей Смоленска во главе с епископом Михаилом, которая «слезно просила» великого князя отпустить с ними чудотворную икону обратно в Смоленск. В столице были оставлены две копии, сделанные «в меру и подобие» чудотворной. Одну из них поставили в Благовещенском соборе, а другую — в 1524–1525 годах — в Новодевичьем монастыре, на месте прощания со смоленской святыней. Еще в 1523 году Василий III, отправляясь в казанский поход и надеясь освободить Смоленск от польско-литовских интервентов, в своем духовном завещании дал обет — в случае победы основать новый монастырь на Девичьем Поле и возвести в нем храм во имя иконы «Пречистыя Одигитрии».

Для Москвы — «Третьего Рима» — это посвящение было глубоко символичным. Через образ Одигитрии, происхождение и история которого связаны с Византией, а появление его на Руси — с родом Мономахов, соединялись царствующие династии двух государств. В XVI веке с падением Константинополя его военный палладиум и святыня стала покровительницей и защитницей Москвы. С этого времени икона приобретает широкую известность, ее списки распространяются во многих городах и землях Руси, из них более тридцати почитаются чудотворными. Начиная с 1525 года иконе установлено ежегодное торжественное общерусское празднование — 28 июля, в этот день читалась специально составленная ей служба. Богослужебная практика любого храма требовала на этот день образ «Богоматери Одигитрии Смоленской». Он же предназначался для богослужения в Неделю Торжества Православия (первое воскресенье Великого поста). Этим объясняется столь широкое распространение икон подобного типа (ДРЖ-1154, ДРЖ-2455, ДРЖ-3074, ДРЖ-1871). Ирина Шалина. Образ Богоматери в прославленных и чудотворных иконах (списки, изводы, сказания) // «Пречистому образу Твоему поклоняемся... ». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 147-148.


Все произведения
Период:

Всего: 6
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Богоматерь Одигитрия Смоленская
Богоматерь Одигитрия Смоленская
Конец XIV века
Богоматерь Смоленская
Богоматерь Смоленская
Начало XVI века
Богоматерь Одигитрия Смоленская. Святая Параскева Пятница
Богоматерь Одигитрия Смоленская. Святая Параскева Пятница
Первая половина XVI века
Богоматерь Одигитрия Смоленская
Богоматерь Одигитрия Смоленская
Середина XVI века
Пелена «Богоматерь Смоленская»
Пелена «Богоматерь Смоленская»
XVI век
Богоматерь Одигитрия Смоленская
Богоматерь Одигитрия Смоленская
Середина – вторая половина XVI века
Шедевры

Всего: 0
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Рекомендуем

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: