Богоматерь Одигитрия Смоленская
Новгород. Середина XVI века
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Икона относится к наиболее торжественному и иератическому типу Богородичных икон, прототип которых восходит к древнему чудотворному образу Константинополя. «Богоматерь Одигитрия» служила прообразом грядущих страданий Христа, поскольку Он представлялся на них в виде Эммануила — емкого символа воплощения и искупительной жертвы Господа. Композиция повторяет тот поясной вариант схемы, который изображает Марию слегка развернувшейся к Младенцу и смотрящей в сторону от Него. Благословляющий Христос в строго фронтальной позе восседает на Ее левой руке и держит «запечатанный свиток». Легкий разворот фигуры Богоматери нарушает неподвижность и иератичность Ее позы. Парной «Богоматери Одигитрии» является близкая ей по размеру и стилю икона «Спас Нерукотворный» (ДРЖ-1391), также происходящая из собрания М. П. Погодина. Живопись этих произведений дублирована на одинаковые новые доски, и теперь трудно сказать, составляли они в древности двухстороннюю икону, или это были отдельные образы, которые могли стоять в иконостасе по сторонам от Царских врат. В любом случае символическая взаимосвязь образов, выражающих идею Воплощения Бога, и их богослужебное назначение как главных икон праздника Торжества Православия позволяют рассматривать их как единый храмовый литургический комплекс. Не случайно обе композиции восходят к одноименным иконам софийских святцев, которые выкладывали на аналой накануне первого воскресенья Великого поста. Ирина Шалина // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 60.
Показать полный текстНекоторые особенности иконы свидетельствуют об изменении традиционнной для русского искусства XV в. иконографической схемы «Богоматери Смоленской». Легкий разворот фигуры Богоматери нарушает неподвижность и иератичность ее позы. Отметим необычный для этого типа характер складок мафория Богородицы, раскрывающих на ее груди треугольник голубого хитона; на его фоне ясно читается благословляющий жест младенца. Эти черты сближают композицию с изображением «Богоматери Одигитрии» на одной из иконок-таблеток новгородской серии «софийских святцев» — небольших аналойных икон, написанных в конце XV в. — начале XVI в. для главного собора Новгородской митрополии. Еще больше сходства обнаруживается в ней с иконами новгородского круга второй половины XV — начала XVI в., на которых младенец изображен прямолично и имеет характерные одеяния — красный или розовый хитон и охристый с золотым ассистом гиматий (ГТГ, № 14538; ГЭ, ЭРИ-237 и др.). Все эти иконы, скорее всего, восходят к иконографии какой-то почитаемой в Новгороде святыни. С новгородской иконописью не раннего XVI в. «Богоматерь Одигитрию» сближают техника ее личного письма, использующая при моделировке темно-желтые и коричневые охры, резкие и жесткие белильные движки, лежащие параллельными лучами в местах высветлений, а также характерный рисунок морщин на лбу и переносице. Ирина Шалина // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 187.