Коллекция онлайн

Икона Богоматери Одигитрии почиталась как покровительница Византийской империи и Московского Царства. Церковное предание приписывало ее заступничеству победу над аварами, осадившими в 626 году Константинополь. Списки Богоматери Одигитрии были известны на Руси с домонгольского времени. Один из них, ныне утраченный, находился в Успенском соборе Смоленска. Почитание иконы особенно усилилось после присоединения Смоленска к Московскому царству в ходе русско-литовской войны времени Василия III. Страна побед. СПб, 2025. С. 188.

Икона относится к наиболее торжественному и иератическому типу Богородичных икон, прототип которых восходит к древнему чудотворному образу Константинополя. «Богоматерь Одигитрия» служила прообразом грядущих страданий Христа, поскольку Он представлялся на них в виде Эммануила — емкого символа воплощения и искупительной жертвы Господа. Композиция повторяет тот поясной вариант схемы, который изображает Марию слегка развернувшейся к Младенцу и смотрящей в сторону от Него. Благословляющий Христос в строго фронтальной позе восседает на Ее левой руке и держит «запечатанный свиток». Легкий разворот фигуры Богоматери нарушает неподвижность и иератичность Ее позы. Парной «Богоматери Одигитрии» является близкая ей по размеру и стилю икона «Спас Нерукотворный» (ДРЖ-1391), также происходящая из собрания М. П. Погодина. Живопись этих произведений дублирована на одинаковые новые доски, и теперь трудно сказать, составляли они в древности двухстороннюю икону, или это были отдельные образы, которые могли стоять в иконостасе по сторонам от Царских врат. В любом случае символическая взаимосвязь образов, выражающих идею Воплощения Бога, и их богослужебное назначение как главных икон праздника Торжества Православия позволяют рассматривать их как единый храмовый литургический комплекс. Не случайно обе композиции восходят к одноименным иконам софийских святцев, которые выкладывали на аналой накануне первого воскресенья Великого поста. Ирина Шалина // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 60.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Некоторые особенности иконы свидетельствуют об изменении традиционной для русского искусства XV в. иконографической схемы «Богоматери Смоленской». Легкий разворот фигуры Богоматери нарушает неподвижность и иератичность ее позы. Отметим необычный для этого типа характер складок мафория Богородицы, раскрывающих на ее груди треугольник голубого хитона; на его фоне ясно читается благословляющий жест младенца. Эти черты сближают композицию с изображением «Богоматери Одигитрии» на одной из иконок-таблеток новгородской серии «софийских святцев» — небольших аналойных икон, написанных в конце XV в. — начале XVI в. для главного собора Новгородской митрополии. Еще больше сходства обнаруживается в ней с иконами новгородского круга второй половины XV — начала XVI в., на которых младенец изображен прямолично и имеет характерные одеяния — красный или розовый хитон и охристый с золотым ассистом гиматий (ГТГ, № 14538; ГЭ, ЭРИ-237 и др.). Все эти иконы, скорее всего, восходят к иконографии какой-то почитаемой в Новгороде святыни. С новгородской иконописью не раннего XVI в. «Богоматерь Одигитрию» сближают техника ее личного письма, использующая при моделировке темно-желтые и коричневые охры, резкие и жесткие белильные движки, лежащие параллельными лучами в местах высветлений, а также характерный рисунок морщин на лбу и переносице. Ирина Шалина // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 187.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: