Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Казань, Республика Татарстан185 лет со дня рождения пейзажиста Джогина Павла Павловича
Павел Павлович Джогин (1834 – 1885) – пейзажист, рисовальщик, литограф. С 1854 года учился вольноприходящим в Академии Художеств у С.М. Воробьева. Участник выставок с 1858 года. Получил звание классного художника II степени, позже стал академиком за картину "Вид в Черниговской губернии" (1867 год). Был ближайшим другом известных пейзажистов И.И. Шишкина и А. В. Гине, с которыми часто виделся, посещал галереи и выставки. С ними он участвовал в создании альбома литографий с видами острова Валаам (конец 1850-х гг.). По воспоминаниям известного ботаника, этнографа Г.Н. Потанина, Джогин с ручным мольбертом и красками знакомил ученого с церквами Петербурга, их достопримечательностями. Художник был участником выставок Академии и представлял свои работы в Москве, Минске Нижнем Новгороде.
Главная тема творчества – романтический пейзаж. «Он изображает лес, не деревья: стремится передать общее, не единичное. По сравнению с "настоящими" передвижниками Джогин более декоративен и, может быть, недостаточно реалистичен», - писал искусствовед А. А. Сидоров.
Картины видов Украины, окрестностей Петербурга, Нижегородской, Черниговской губерний, приносят автору известность и многочисленные заказы. По замечанию историка искусства Ф. И. Булгакова, его пейзажи, экспонируемые на академических выставках, «обещали в нем даровитого художника, но он принужден был работать исключительно для художественного рынка».
Его работы представлены в Третьяковской галерее («На Валааме», 1865), Государственном Русском музее («Буря», «Пейзаж с рекой», 1865) и других музеях.
Одними из ярких работ автора являются картины «Вечерний закат на реке» (1879) и «Пейзаж с женской фигурой» (1879), хранящиеся в ГМИИ РТ. Они поступили в собрание в 1984 году из Художественного салона №1 в Москве и были представлены на выставке «Русский пейзаж XIX – начала XX веков» (1991). В обоих произведениях мы созерцаем красоту природы в состоянии покоя. Безоблачное небо, его зеркальное отражение на глади реки, рыбацкие лодки уводят зрителя в поэтический мир художника размеренный и неторопливый. Присутствие людей на полотнах создает ощущение связи с природой, гармонии, присутствия.
Данные картины сейчас представлены на выставке «О Толстом без Толстого» в Национальной художественной галерее «Хазинэ».