Утро. Купальщицы
1917
Обращение к художественным традициям древнерусского искусства и, прежде всего, к его высокой духовности наглядно проявляется в картине «Утро. Купальщицы». Необычна изысканная эстетика произведения — вертикальный формат холста, удлиненные пропорции фигур, благородная гармония цветовой гаммы и, наконец, духовная наполненность образов. Первоисточник всему — впечатления от изучения фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Молодая, стройная, обнаженная женщина с тонкими чертами лица, задумчиво, с оттенком грусти глядя куда-то в сторону, ведет за руку мальчика. Поодаль, на берегу, группа девушек готовится к купанию. Их сине-красно-зеленые одежды служат цветовым аккомпанементом главным персонажам.
Женщина и ребенок совершенно естественны. Они органичны в своей обнаженности. В картине Петрова-Водкина в женской наготе нет чувственности, она словно хранит отсвет целомудрия, первозданного творения. В образе героини чистота, хрупкость, особая одухотворенность тела воспринимаются как отражение гармонии внутренней жизни. По мысли художника, красота женщины – в ее высоком земном предназначении продолжать род человеческий. Нить бесконечности связывает мать и сына.
Смысл картины раскрывается и через особый характер пейзажа. Ступенчатость его построения вверх по плоскости, при сжатости пространства в картине и лаконизме цвета, напоминает горки (лещАдки) в древнерусских иконах, где пейзаж не просто обозначает место действия, но символизирует ступени духовного восхождения человека.
Извечное стремление художника к большому стилю получило в картине достойное воплощение. Глубочайшее мастерство Петрова-Водкина выводит обычную жанровую сцену на уровень некоего вневременного действа, свершающегося на наших глазах.