Коллекция онлайн

1916, д. Уваровичи Гомельского уезда – 1988, Ленинград

Победа

Из цикла «Годы боевые». 1970–1972


Евсей Евсеевич Моисеенко крупнейший представитель ленинградской школы живописи, известный советский живописец, график, педагог и профессор. При жизни Евсею Евсеевичу удалось стяжать заслуженное признание: герой социалистического труда, лауреат ленинской и государственной премий, академик. Его работы при жизни приобретались крупнейшими музеями страны, он был популярной общественной фигурой, но несмотря на всё это Моисеенко всегда оставался верен себе и своим художественным принципам, избегая конформизма.  

Уроженец белорусского села Уваровичи, Евсей Моисеенко учился сначала в Москве, а затем в Ленинграде, в Институте имени Репина, но его учеба была прервана войной. Евсей Евсеевич записался в народное ополчение и отправился на фронт, где вскоре попал в окружение и был пленён врагом. Около четырех лет художник провёл в концентрационном лагере в Альтенграбове, пока не был освобожден союзниками в 1945 году.  

Война и те тяжёлые испытания, выпавшие на долю Евсея Моисеенко, определили этапы становления мастера, повлияли на круг тем его крупных работ, на особую манеру, сделавшую его самым «несоветским» из крупных мастеров живописи послевоенного времени. В 1970 году Моисеенко приступил к написанию мощного по своему психологизму и  пластическому воздействию полотна «Победа», которое закончил через два года. Это солдатская «пьета», точный символ радости окончания войны и горечи потерь в самые первые минуты Победы. Живописный монумент, воплощающий бессмертность подвига и мысль о высокой человеческой цене завоёванного так описывал картину известный советский и русский искусствовед и художественный критик Анатолий Дмитренко.  Е.Б. Могилевский, В.М. Ахунов. Материалы к аудиогиду по выставке «Память» для платформы Izi.travel. 2020.

В картине «Победа» Моисеенко находит ту грань, на которой сходятся невероятные в своем драматизме чувства: радости достижения цели и боль утраты. В этой своеобразной пьете движение то хорально нарастает, то трагически замедляется, ниспадает. «Боль потерь мы ощутили во всей своей полноте, когда победили. Мы поняли цену потерь… И память о павших не затухает, тревожит. Память — наша душа, наша совесть… Я стремился к тому, чтобы подвиг представить масштабно, чтобы пластика фигур была мощной, а ритмы выразительны…» Русскиймузей. Отиконыдосовременности. СПб. 2015. С. 359.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

«Герой о героях» (война в произведениях Е. Е. Моисеенко)
Мультимедийный фильм - победитель конкурса мультимедийных ресурсов "Герои и победы в русском искусстве" (2020)

Участник: Кокорева Диана, 13 лет

Руководители: Ольховская Елена Всеволодовна, Безвесельная Марина Вячеславовна
ИОЦ: Центральная районная библиотека им. В. Г. Белинского, ГБОУ СОШ № 96 Калининского района, г. Санкт-Петербург


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: