Новости и события

19 июля 2018 Санкт-Петербург (ЦРБ им. В.Г. Белинского)

Лекция "Русский авангард под влиянием японской культуры"(к Году Японии в России)

19 июля в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» в ЦРБ им. В. Г. Белинского состоялась встреча, посвященная Году Японии в России. Ее темой стало влияние японской культуры на русский авангард.

Сегодня Япония – это таинственный и притягательный мир, где гармонично сосуществуют древние традиции Востока и передовые достижения современности. Это футуристические мегаполисы с головокружительными стеклянными небоскребами и очаровательные провинции с прекрасными садами и первозданной природой. Это умение видеть истинную красоту в простоте, помнить свою историю и создавать новую.

Влияние Японии на мировую изобразительную культуру на переломе 19-20 веков было огромным. Не было страны, где ведущие художники не обращались бы к ориентальному мотиву: кимоно или вазам, ширмам и бумажным фонарикам. Но японское влияние было и  более глубоким – это новые принципы декоративной композиции, плоскостного решения, особого чередования пятен и пустот, которыми восхищались и Тулуз Лотрек и Обри Бердслей, Джейсм Уистлер и Ван Гог. Японское искусство впервые было представлено привезенными в Европу ксилографиями Утагава Хиросигэ и Китагава Утамаро.

Эпоха конца XIX - начала XX веков в России - время, отмеченное сложнейшими сдвигами как в социальной, так и в духовной жизни общества. Это, может быть, один из самых своеобразных и ярких периодов ее развития. В России происходили кардинальные изменения в социально-экономической, политической и культурной сферах.. Искусство России обозначенного периода невозможно представить вне контекста взаимовлияния с культурой Японии.

Особое внимание в ходе лекции было уделено творчеству Варвары Дмитриевны Бубновой – замечательной русской художницы, педагога, искусствоведа. В 1912-22 г. г. она являлась одним из представителей русского авангарда – участницей выставок «Бубнового валета», «Ослиного хвоста», на которых ее работы под псевдонимом «Д.Варварова» соседствовали с работами Н.С.Гончаровой, М.Ф.Ларионова, К.С.Малевича, М.В.Матюшина, Л.А. Филонова, В.Е.Татлина. В 1922 г. она приехала в Японию убежденным авангардистом, а ее первая статья «Закат искусства», опубликованная в японском журнале «Мысль», произвела огромное впечатление на художественные круги Японии. Именно здесь, в Японии, родился уникальный стиль бубновских литографий, которые совмещают точность, тщательную проработанности и выразительную мощь. Многие японские искусствоведы не раз отмечали, как очевидное влияние японской культуры на Варвару Бубнову, так и ее огромное влияние на развитие японского изобразительного искусства ХХ века.

Этот период был ознаменован также основанием в Петербурге художественного объединения "Мир искусства". В конце 1890-х г.г. последователи модерна в России объединились в творческое общество "Мир искусств" (1898-1904) - так назывался первый журнал, целиком посвященный пропаганде творчества русских символистов. Представителям именно этого направления принадлежит заслуга открытия самоценности японского искусства и высокая оценка значимости его для художественных поисков "нового искусства" в России.

Часть рассказа ведущей Алсу Юнусовой была посвящена творчеству Анны Остроумовой-Лебедевой - одной из ярких представительниц объединения "Мир искусства". Как пишет сама художница в своих автобиографических записках, она познакомилась с японским искусством в залах Академии художеств, где в 1896 году была открыта первая в Росии выставка японского искусства. Что потрясло А. Остроумову-Лебедеву в японской гравюре - это тоновая, черно-белая ксилография; в ней она увидела, что гравюра на дереве использует средства выразительности, присущие самому материалу. Это локальные цветовые заливки, причем, яркого цвета, что было абсолютно ново для нее. Художница все это переосмыслила, но в своем творчестве пошла своим путем: что-то взяла от японцев, но многое все же отличает ее гравюры от японскогог искусства.

В целом, японское искусство сыграло важную роль в формировании новых художественных подходов и эстетических представлений эпохи.

метки

  • АФК «Система»
  • МТС
  • БФ «Система»