Новости и события

19 июля 2018 Санкт-Петербург (ЦРБ им. В.Г. Белинского)

Лекция "Русский авангард под влиянием японской культуры"(к Году Японии в России)

 

19 июля в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» в ЦРБ им. В. Г. Белинского состоялась встреча, посвященная Году Японии в России. Ее темой стало влияние японской культуры на русский авангард.

Сегодня Япония – это таинственный и притягательный мир, где гармонично  сосуществуют древние традиции  Востока  и  передовые  достижения  современности.  Это футуристические мегаполисы с головокружительными стеклянными небоскребами и очаровательные провинции с прекрасными садами и первозданной природой. Это умение видеть истинную красоту в простоте, помнить свою историю и создавать новую. 

Влияние Японии на мировую изобразительную культуру на переломе 19-20 веков было огромным. Не было страны, где ведущие художники не обращались бы к ориентальному мотиву: кимоно или вазам, ширмам и бумажным фонарикам. Но японское влияние было более глубоким – это новые принципы декоративной композиции, плоскостного решения, особого чередования пятен и пустот, которыми восхищались и  Тулуз Лотрек и Бердслей, Уистлер и Ван Гог, который впервые был представлен привезенными в Европу ксилографиями Хирошиго и Утамаро.

Эпоха конца XIX- начала XX веков в России - время, отмеченное сложнейшими сдвигами как в социальной, так и в духовной жизни общества. Это, может быть, один из самых своеобразных и ярких периодов ее развития. В России происходили кардинальные изменения в социально-экономической, политической и культурной сферах.. Искусство России обозначенного периода невозможно представить вне контекста взаимовлияния с культурой Японии.

Особое внимание в ходе лекции было уделено творчеству Варвары Дмитриевны Бубновой – замечательной русской художницы, педагога, искусствоведа. В 1912-22 г. г. она являлась одним из представителей русского авангарда – участницей выставок «Бубнового валета», «Ослиного хвоста», на которых ее работы под псевдонимом «Д.Варварова» соседствовали с работами Н.С.Гончаровой, М.Ф.Ларионова, К.С.Малевича, М.В.Матюшина, Л.А. Филонова, В.Е.Татлина.В 1922 г.  она приехала в Японию убежденным авангардистом, а ее первая статья «Закат искусства», опубликованная в японском журнале «Мысль», произвела огромное впечатление на художественные круги Японии. Именно здесь, в Японии, родился уникальный стиль бубновских литографий, которые совмещают точность тщательной проработанности и выразительную мощь. Многие японские искусствоведы не раз отмечали как очевидное влияние японской культуры на Варвару Бубнову, так и ее огромное влияние на развитие японского изобразительного искусства ХХ века.

Этот период был ознаменован также основанием в Петербурге художественного объединения "Мир искусства". В конце 1890-х г.г. последователи модерна в России объединились в творческое общество "Мир искусств" (1898-1904) - так назывался первый журнал, целиком посвященный пропаганде творчества русских символистов. Представителям именно этого направления принадлежит заслуга открытия самоценности японского искусства и высокаяоценка значимости его для художественных поисков "нового искусства" в России.

Часть рассказа ведущей Алсу Юнусовой была посвящена творчеству Анны Остроумовой-Лебедевой - одной из ярких представительниц объединения "Мир искусства". Как пишет сама художница в своих автобиографических записках, она познакомилась с японским искусством в залах Академии художеств, где в 1896 году была открыта первая в Росии выставка японского искусства.Что потрясло А. Остроумову-Лебедеву в японской гравюре - это тоновая, черно-белая ксилография; в ней она увидела, что гравюра на дереве использует средства выразительности, присущие самому материалу. Это локальные цветовые заливки, причем яркого цвета, что было абсолютно ново  для нее.Художница все это переосмыслила, но в своем творчестве пошла своим путем: что-то взяла от японцев, но многое все же отличает ее гравюры от японских гравюр.

В целом, японское искусство сыграло важную роль в формировании новых художественных подходов и эстетических представлений эпохи.

метки

  • АФК «Система»
  • МТС
  • БФ «Система»