Коллекция онлайн

1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград

Сидящая женщина

Этюд для картины «Берег» (1908, Русский музей). 1907–1908


Итогом интенсивной работы Петрова-Водкина во Франции было участие в парижском Салоне 1907–1908 годов. Вскоре, в 1908 году, Петров-Водкин возвращается на родину. Художник поселяется в Петербурге, считая его творческую атмосферу наиболее комфортной для собственных устремлений. Он привозит с собой жену-француженку и 200 работ, среди которых были несомненные удачи («Берег», 1908; «Кафе», 1907(8?),; «Портрет М. Ф. Петровой-Водкиной», 1907, и африканский цикл, 1907). Ольга Мусакова. Мгновения вечности // Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. СПб. 2018. С. 8.

В 1908–1917 годах в графическом творчестве Петрова-Водкина преобладали этюды и эскизы, теснейшим образом связанные с картинами и монументальными росписями, созданными в это же время. Замыслы всех главных композиций (с ними он выступал на выставках Парижа, Петербурга и Москвы), составивших славу художника, сначала возникали и находили свое решение в многочисленных листах. «Берег» (1908), «Сон» (1910), «Греческое панно» (1910, местонахождение неизвестно), «Мальчики» («Играющие мальчики», 1911), «Купание красного коня» (1912), «Мать» (1913, ГТГ), «Девушки на Волге» (1915), «На линии огня» (1916) — эти названия встречаются в рисунках и набросках, принадлежащих многим музейным и частным собраниям. Они подтверждают, что в работе над композициями художник уходил от порой случайного реального впечатления и настойчиво добивался ощущения большой формы через пластическую ясность и отрицание мелочной бытовой дробности. Качество, которое когда-то Валентин Серов, любимый педагог Петрова-Водкина, назвал «парадностью», было очевидно присуще природе дарования художника, отвечало его миропониманию и корректировало задачи, поставленные им в искусстве. Замечательной выразительностью обладают рисунки к картинам «Берег» (1907–1908) и «Сон» (1910). Крупные фигуры моделей в нужных позах приобретают более жизненное, эмоциональное содержание в отличие от условно символического решения законченных холстов. Те же особенности присутствуют при сравнении других живописных произведений и их предварительных эскизов — непосредственное восприятие натуры в рисунках вступает в противоречие с окончательным, несколько отвлеченным характером образного строя живописи. Наталья Козырева. О рисунках Петрова-Водкина // Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. СПб. 2018. С. 19.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: