Коллекция онлайн

1823, дер. Покровская Поддубской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губ. – 1864, там же

Управляющий во Всесвятском Василий Федоров

Рисунок из альбома Милюкова. 1842

  • Бумага, графитный карандаш. 17 x 10.3
  • Р-36948

  • Пост. в 1925 от Н. К. Милюкова через Ленинградское отделение Главнауки; ранее принадлежал К. П. Милюкову


Вторая половина 1920-х — начало 1930-х годов были отмечены активным пополнением музейных коллекций и важными научными публикациями, часть из которых имела прямое отношение к творчеству Григория Сороки. В Русский музей из Твери были переданы пейзажные полотна «Рыбаки» и «Вид на плотину», а из семейного собрания Н. К. Милюкова поступил маленький карманный альбом с серией карандашных портретов, выполненных Сорокой, которые являются уникальным примером самых ранних из известных нам работ*. Л. В. Вихорева. Григорий Васильевич Сорока. 1823—1864 // Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Сороки. СПб. 2024. С. 6.

* Мончадская И. Альбом рисунков крепостного художника Григория Сороки // Материалы по русскому искусству. Т. 1. Л.: ГРМ, 1928.

Федоров Василий (1793–1855) — крепостной помещика Владислава Ивановича Милюкова (1816-1864), в 1840-х — управляющий в сельце Всесвятском, расположенном в трех верстах от Поддубья. Имел пятерых детей. Сын Иринарх стал учеником Венецианова. Отпущенный на волю в 1847, Иринарх под фамилией Васильев окончил Академию художеств. Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Сороки. СПб. 2024. С. 43.

За бойкий характер Григорий с детства получил прозвище «Сорока», позднее ставшее фамилией. Проявил склонность к рисованию. В 1842 году был взят в дворовые люди в имение Островки. Исполнил ряд портретных зарисовок в небольшом альбоме, принадлежавшем настоятелю Поддубского храма, преподавателю крестьянской школы, Василию Матвеевичу Владимирову. Там же. С. 59.

Судя по 16 рисункам Сороки, многие из которых датированы 1842 годом, альбом в 1842 году находился в его руках. Дальнейшая история бытования альбома прослеживается по имеющимся в нем надписям. Дарственная надпись пером на форзаце гласит: «Кононушкль Милюкову вь день его Ангела. Подуд6скiй Священникь Владимировъ 1843 го года. Марта. 6 го дня». Она означает, что альбом с рисунками Сороки был подарен сыну Николая Петровича Милюкова (1802-1889) восьмилетнему Конону (1835–1871) священником церкви села Поддубье Василием Матвеевичем Владимировым от своего имени. Ниже, спустя годы, на том же форзаце появилась надпись синим карандашом, сделанная, по-видимому. рукой Н. П. Милюкова: а Конономь подарена была Мише. Миша (1845–1875) — это брат Конона. Позднее к этим надписям присоединилась беглая надпись графитным карандашом, сделанная рукой Н. К. Милюкова (1866–1929): «отъ него къ отцу его Ник. Петр, а по смерти его къ НКМ. Къ Ник. К.», из которой следует, что в 1875 году альбом перешел к Николаю Петровичу Милюкову, пережившему обоих своих сыновей. Конона и Михаила, а в 1889 — к Николаю Кононовичу Милюкову. Там же. С. 42.

Под изображением надпись (рукою И. П. Милюкова?): Василiй Федоровъ Управляющiй/въ Всесвятскомъ; слева вверху тушью литера: B; справа вверху пером: 15


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: