Садко на берегу Ильмень-озера
На тему оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко». Эскиз майоликового блюда. 1899
- Картон (доставлен по периметру), акварель, серебряная краска, бронзовая краска, графитный карандаш. 51,8 х 65,9 (овал)
- Р-5413
Пост. в 1938 от Е. П. Васильевой; ранее — собрание Ф. О. Шехтеля, Москва
На рубеже веков в графике Врубеля происходят важные структурные изменения. <…> Среди созданного преобладают эскизы произведений прикладного искусства, выполненные в многоцветной акварели. 1899 годом датированы многочисленные эскизы работ для керамики и мебели — блюд «Садко на берегу Ильмень-озера», каминов «Микула Селянинович» и «Вольга и Микула» (камин — ФС-1287, эскиз камина — Р-2436), майоликовой скамьи, резного кресла в стиле Ренессанс, ваз. В проектировании этих стильных произведений гармонично учитывались функция, материалы и эстетический аспект, их образность. Полные таинственности, завораживающего, музыкального ритма линий, форм и цвета, пронизанные темой любви, эскизы «Садко на берегу Ильмень-озера» являются прекрасными образцами графики стиля модерн. Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 21.
Эскиз-вариант — ГТГ (инв. 26587); блюда — ГРМ (ФС-477, ФС-476). Юлия Солонович // Михаил Врубель из собрания Русского музея. СПб, 2006. С. 290 .
Эскиз майоликового блюда на тему оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко».
Жил в Новгороде гусляр Садко. Да случилось однажды несчастье — перестали Садко на пиры звать на гуслях играть. И день не зовут, и другой не зовут. Пошел Садко на берег Ильмень-озера и стал морю синему играть. Вышел царь морской, игре Садко порадовался, да научил уму-разуму. Стал Садко богатым купцом новгородским. По морю с дружиною своей храброй плавал и товары разные продавал. Но попали как-то корабли в сильную бурю, и стали купцы морского царя задабривать. А царь морской захотел к себе в подводное царство гусляра Садко взять. Оказался Садко на дне морском, и заиграл на гуслях Садко для морского царя. Возмутилось от той пляски море синее и потонули корабли многие. Сломал Садко тайно гусли свои, но царь морской не отпускал его, а вздумал женить на морской царевне. Садко же, наученный силой доброю, царя морского перехитрил и вернулся в родной Новгород, где стал счастливо поживать со своею молодой женой.
Премьера оперы-былины на музыку Н. А. Римского-Корсакова состоялась в московской Русской Частной опере в 1897 году. Сказка в России. СПб, 2001. С. 166.