Крестный ход
Эскиз-вариант. 1915
- Бумага, гуашь. 17,8 x 27,9
- Р-54734
Пост. в 1964 из ГЭ; ранее – собрание Ф. Ф. Нотгафта, Петроград – Ленинград
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияБытовой жанр
- Поделиться
Мир русской деревни — особый, «исконный», простой и здоровый уклад жизни, не затронутый болезнями современной «городской» цивилизации, строгий вкус и в то же время тяга селян к яркому узорочью, к смелым цветовым решениям в одежде и убранстве изб, богатая и свободная фантазия в украшении домов и предметов обихода — оказал решающее, «стилеобразующее» влияние на творчество художника. Увиденное и пережитое им в начале 1900-х годов в деревнях Костромской губернии обогатило его стилистические поиски, заставило «примирить» в своем творчестве «профессиональное» искусство со считавшимся ранее «низовым» искусством лубка, набойки, вывески, резьбы по дереву. Круглов В. Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 36.
В картинах Кустодиева о деревне объектом его внимания становится быт, поднятый над буднями — праздники с крестными ходами, хороводами, ярмарки — «Хоровод» (1912), «Крестный ход» (1915). Свойственные Кустодиеву поиски синтеза исключали всякое появление портретов конкретных крестьян или реальных групповых сцен. Там же. С. 36.
Одноименная картина (1915) — частное собрание, Петербург.