Коллекция онлайн

1878, Астрахань – 1927, Ленинград

Крестный ход

Эскиз-вариант. 1915

  • Бумага, гуашь. 17,8 x 27,9
  • Р-54734

  • Пост. в 1964 из ГЭ; ранее – собрание Ф. Ф. Нотгафта, Петроград – Ленинград


Мир русской деревни – особый, «исконный», простой и здоровый уклад жизни, не затронутый болезнями современной «городской» цивилизации, строгий вкус и в то же время тяга селян к яркому узорочью, к смелым цветовым решениям в одежде и убранстве изб, богатая и свободная фантазия в украшении домов и предметов обихода – оказал решающее, «стилеобразующее» влияние на творчество художника. Увиденное и пережитое им в начале 1900-х годов в деревнях Костромской губернии обогатило его стилистические поиски, заставило «примирить» в своем творчестве «профессиональное» искусство со считавшимся ранее «низовым» искусством лубка, набойки, вывески, резьбы по дереву. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 36.

В картинах Кустодиева о деревне объектом его внимания становится быт, поднятый над буднями – праздники с крестными ходами, хороводами, ярмарки – «Хоровод» (1912), «Крестный ход» (1915). Свойственные Кустодиеву поиски синтеза исключали всякое появление портретов конкретных крестьян или реальных групповых сцен. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 36.

Одноименная картина (1915) – частное собрание, Петербург.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: