Масленица в Петербурге. Эскиз декорации I картины
Эскиз декорации к балету И. Ф.Стравинского «Петрушка». 1917 ГАТОБ, Петроград, 1920. 1917
- Бумага, акварель, гуашь, тушь, перо, графитный карандаш. 30,2 х 49,4
- Р-9375
Пост. в 1921 из Общества поощрения художеств, Петроград
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияТеатральные эскизы и декорации
- Поделиться
«Петрушка» — балет, созданный Александром Бенуа в соавторстве с композитором Игорем Стравинским и хореографом Михаилом Фокиным для Русских сезонов Дягилева в Париже 1911 года. В 1920 году балет был поставлен в Мариинском театре по обновленным эскизам 1917–1918 годов. Декорации к нему состояли из портала и сменяющихся в его проеме четырех картин. Первая и заключительная картины изображали шумное масленичное гулянье на заснеженной площади Петербурга 1830–1840-х годов. «Меня соблазняла идея изобразить на сцене театра „Масленицу“, милые балаганы, эту великую утеху моего детства», — вспоминал художник. «Балетом-улицей» называл Бенуа «Петрушку».
В работе над костюмами художник опирался на разнообразный исторический и бытовой материал: народные игрушки и лубки, литографированные альбомы и модные журналы прошлого века. Содержание кукольной драмы составляло соперничество Петрушки, «получеловеческого гротескного существа», и Арапа из-за Балерины. Петрушка на эскизе Бенуа наделен характерной пластикой и мимикой будущего исполнителя этой партии Вацлава Нижинского, который сумел, по словам Бенуа, «выразить его подавленность, внушающую жалость, и его старание утвердить свое личное достоинство, не переставая оставаться куклой». Татьяна Свенторжецкая // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 363.