Коллекция онлайн

1870, Санкт-Петербург – 1960, Париж

Масленица в Петербурге. Эскиз декорации I картины

Эскиз декорации к балету И. Ф.Стравинского „Петрушка". 1917 ГАТОБ, Петроград, 1920. 1917


„Петрушка“ — балет, созданный Александром Бенуа в соавторстве с композитором Игорем Стравинским и хореографом Михаилом Фокиным для Русских сезонов Дягилева в Париже 1911 года. В 1920 году балет был поставлен в Мариинском театре по обновленным эскизам 1917–1918 годов. Декорации к нему состояли из портала и сменяющихся в его проеме четырех картин. Первая и заключительная картины изображали шумное масленичное гулянье на заснеженной площади Петербурга 1830–1840-х годов. «Меня соблазняла идея изобразить на сцене театра „Масленицу“, милые балаганы, эту великую утеху моего детства», — вспоминал художник. „Балетом-улицей“ называл Бенуа „Петрушку“.

В работе над костюмами художник опирался на разнообразный исторический и бытовой материал: народные игрушки и лубки, литографированные альбомы и модные журналы прошлого века. Содержание кукольной драмы составляло соперничество Петрушки, „получеловеческого гротескного существа“, и Арапа из-за Балерины. Петрушка на эскизе Бенуа наделен характерной пластикой и мимикой будущего исполнителя этой партии Вацлава Нижинского, который сумел, по словам Бенуа, „выразить его подавленность, внушающую жалость, и его старание утвердить свое личное достоинство, не переставая оставаться куклой“. Татьяна Свенторжецкая // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 363.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: