Панно "Гончарное производство“
1932
- Период Первая половина XX века
- КатегорияБытовой жанр
- Поделиться
Монументальное панно "Гончарное производство“ – это один из первых опытов палехских декоративных лаковых панно для общественного интерьера. Средствами палехской миниатюры автор – потомственный палехский художник-иконописец – показывает все стадии гончарной работы – от замеса глины до создания керамики и ее продажи.
Панно «Гончарное производство» написано для украшения одного из залов Дома культуры промкооперации в Ленинграде (построен в 1931–1938 годах, с 1960-го — Дворец культуры имени Ленсовета). Всего было выполнено четыре панно, два из них в 2001 году были переданы в Русский музей.
Автор панно — Зубков Иван Иванович (1883–1938, Палех, Ивановская область). Художник учился в иконописной мастерской братьев Белоусовых (1893–1896), работал там же до 1917 года. Писал иконы, фрески, занимался реставрацией фресковой живописи. Член Артели древней живописи с 5 декабря 1924 года и один из семи ее основателей.
Палешане, помимо миниатюрной живописи на папье-маше, нередко обращались к монументально-декоративной живописи. Панно выполнялись на холсте или деревянных досках. Тема панно «Гончарное производство» связана с одним из важных видов деятельности системы промысловой кооперации — кустарным изготовлением глиняных изделий. Панно написано в 1932 году, когда во многих регионах России работали еще сотни гончаров. Существовал даже целый колхоз, специализирующийся на керамике, — «Красный гончар».
Слева направо на панно разворачиваются сцены жизни гончарного крестьянского промысла: добыча глины — бадьями из колодца, вырытого в месте залегания глины, — перевозка глины в деревню, подготовка глины к работе (на огороженной площадке ее мнут босыми ногами, подливая воду). Готовое глиняное «тесто» переносят в гончарную мастерскую, где на ручных кругах формуют сосуды. На отдалении от домов в земле вырыты горны для обжига — большие ямы, откуда достают уже обожженную посуду. Готовые изделия: горшки, кувшины, вазы, свистульки —укладывают в телегу и отправляют на ярмарку.
Творческая манера палешанина, потомственного иконописца Ивана Ивановича Зубкова, отличается любовью к простому среднерусскому пейзажу. Произведения Зубкова всегда узнаваемы, только он так своеобразно изображает деревья: стройные, с тонкими стволами и раскидистыми легкими кронами, они организуют пространство, как театральные кулисы. Каждое деревце — со своими характерными листьями, особого цвета, но все как будто пронизаны тонкими золотыми штрихами.