Рубаха и сарафан
Современная реконструкция по аналогии
Душегрея-«полушубочек»
Парча, галун. 62 х 340
Пост. в 1962 из экспедиции ГРМ в Архангельскую область
Т-3905
Аловицы — два шелковых платка
Шелк. 76 х 85; 68 х 140
Пост. в 1991 из экспедиции ГРМ в Архангельскую область
Т-6385, 6386
Девичий головной убор — повязка
Онежский уезд, Архангельская губерния
Галун, жемчуг, перламутр, шитье. 100 х 24
Пост из КМ
В-2815
Шаль
Шелк, ткачество. 161 х 162
Пост. в 1972 через ЭЗК ГРМ
Т-4918
«На Пинежье в конце ХIХ века самые нарядные одежды и украшения можно было увидеть на "метище" — гуляньях, которые устраивались в престольные праздники. Они обычно длились два-три дня, и девушки меняли наряды по несколько раз в день. На "метище" выбирали невесту, приглядывали жениха… "Украшением" этих праздников были девушки-«повязочницы» — так на Пинежье называли девушек, имеющих парчовую повязку. Они стояли на «метище», не смея шелохнуться: роскошно разряженные… на затылке к золотой повязке привязано множество ярких лент, на лбу и на висках «жемчужные переплеты». Шелковые ярко-красные платки, которые носили на плечах, продевая концы под лямки сарафана, назывались "аловицы"» (Тарановская, 1999). Необходимыми атрибутами праздничного наряда были также ювелирные изделия: серебряные браслеты и кольца, нескольких рядов крупных янтарных бус. Шея девицы была увешена множеством крестов. Вся их одежда могла весить около сорока килограммов… Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII – XX веков. СПб, 2015. С. 102.
Цвет «аловиц» мог варьироваться в пределах красных оттенков: в некоторых регионах носили «аловицы» клетчатые или даже желтые. Это были отрезы тафты или шелковые платки фабричного изготовления. Последовательность надевания платков-аловиц была строго определена, и если в костюме девицы было что-то не так, то на гулянье могли и «просмеять». Если девушку после праздничного гуляния просватали, и ее родители дали на это согласие, то комплекс наряда с повязкой становился свадебным и венчальным костюмом невесты.
Девицы из менее зажиточных семей, которые не могли позволить себе дорогой убор-повязку, именовались «косыночницы» и носили на голове шелковые платки, а не шитый золотом и жемчугом убор. На голову им сначала надевали белый ситцевый платок («что б не пропотела»), а сверху нарядный шелковый, причем на «метище» было принято менять дорогие платки несколько раз день, чтобы показать богатство своего приданого. Представительницы совсем бедных семей «кукушки» или «кокушницы» довольствовались ситцевыми платочками.
Особо любимые на Русском Севере были «рипсовые шали» – шелковые тканые платки со сложным жаккардовым узором в виде букетов и гирлянд цветов, украшенные длинной бахромой. Их отличают крупные, отчетливые узоры, переливающиеся насыщенными контрастными сочетаниями – зеленого с красным, лилового с оранжевым. Северянки, отправляясь на гуляние, часто набрасывали их на плечи или степенно несли на согнутой руке, сложенные углом, нередко по несколько штук. «Рипсовая шаль» дополняла наряд девиц на выданье и служила головным покрывалом для степенных замужних женщин. Н. И. Ковалева, М. А. Сорокина. Платки в народном костюме // Платки и шали в России XVIII – начала XXI века в собрании Русского музея: материалы и исследования. СПб, 2018. С. 243-249.