Богоматерь Одигитрия Смоленская, с избранными святыми
Новгород, провинция. Вторая половина XVI века ( 1565 г. ?)
- Дерево, левкас, темпера. 76, 5 х 52,7 х 3,3
- ДРЖ-1224
Пост.: 1939; ранее – собр. Д. И. Силина, затем – ГИМ
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБатальный жанр
- Поделиться
Средник иконы можно рассматривать как вариант иконографического типа "Богоматери Одигитрии Смоленской". Представлена сокращенная редакция этой иконографической схемы.
С конца ХV в. в новгородских землях такой тип икон, где центральный образ дополнен рядами святых на полях, получил особенное развитие. Чаще всего в среднике представлено оплечное изображение Богоматери с младенцем или Николы, что отражает традицию соединения и взаимозаменяемости их образов (например, на двусторонних иконах), связанную, безусловно, с глубоким почитанием святителя (см. ДРЖ-552). Принцип подбора святых на полях напоминает порядок деисусного чина и его иерархическую последовательность: поскольку Христос и Богоматерь изображены в центре, прямо над ними представлен Иоанн Предтеча, а по сторонам – архангелы, апостолы Петр и Павел, святые отцы Николай и Афанасий, Илья пророк и Василий Великий, ниже – митрополиты московские Петр и Алексий, русские чудотворцы Леонтий Ростовский и Сергий Радонежский, святые мученики Георгий и Дмитрий, Стефан и Никита, целители Козьма и Дамиан, св. жены Анастасия и Параскева. В нижнем ряду изображен местночтимый новгородский святой, юродивый Никола Кочанов, живший в ХIV в. Включение его в эту композицию подтверждает новгородское происхождение памятника.
Замкнутая иерархическая композиция представляет собой образ Новозаветной церкви, объединенной вокруг Тела Христова. Расположение святых на иконе соответствует последовательности поминания членов Земной и Небесной Церкви во время проскомидии, первой части литургии, когда приготовляется вещество для евхаристии. Следовательно, икона непосредственно отражает важнейший момент храмового богослужения.
На обороте иконы имеется надпись о создании ее в 1565 г. Надпись сделана в позднее время, но, скорее всего, повторяет древнюю. Стилистические и иконографические особенности иконы не противоречат этой датировке. Ирина Шалина // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 191.
Красный цвет в русском искусстве. СПб: Palace Editions. 1997. ил. 29; "Пречистому образу твоему поклоняемся..." Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. с. 191, ил. 115; Святые земли Русской. СПб.: Palace Editions. 2010. C. 355 с. ил. 128.