Коллекция онлайн

Богоматерь Знамение

Конец XVI века

  • Дерево, темпера. 63,5 × 51,4 × 2,8
  • ДРЖ-1401

  • Пост. в 1929

  • Происходит из церкви Входа в Иерусалим Петербурга

Икона является точным списком (копией) с лицевой стороны древней новгородской святыни — двухсторонней выносной иконы XII века, явившей свою чудотворную силу в 1170 году, когда ее заступлением Новгород был избавлен от вражеской осады. Чудотворная икона «Богоматерь Знамение» в течение многих столетий почиталась как главная покровительница Великого Новгорода, крупнейшего, наряду с Москвой, города и культурного центра Древней Руси. Вследствие широкого почитания новгородской иконы иконописцы много раз писали ее повторения для разных храмов Новгорода и обширных новгородских земель. Одно из таких точных повторений, до мельчайших деталей следующих образцу, в середине XVIII столетия оказалось в петербургском храме, придельный алтарь которого был освящен в честь чудотворной новгородской иконы. Ирина Сосновцева // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 61.

Написана как «истинное изображение и мера» прославленной новгородской иконы «Богоматерь Знамение», явившей чудо избавления города от нашествия «сопротивных» в 1170 г. На полях иконы — четыре фигуры палеосных святых — Георгий, Иаков Перский, Онуфрий и Макарий Египетский. Именно такой состав изображений на полях обязательно присутствует на иконах новгородского извода и отличает их от многочисленных списков с других чудотворных икон «Богородицы Знамение» (например, «Абалацкой», где на полях изображались Николай Чудотворец и Мария Магдалина, или «Знаменской» иконы московского Златоустовского монастыря, на полях которой помещались образы Николая и Иоанна Новгородского).

Уже в XIX в. были предложены различные объяснения причин появления именно этих изображений на новгородском чудотворном образе, которые не одновременны центральному изображению Богоматери и дополнили его не ранее XVI в. Согласно современным исследованиям, культ «Знаменской» иконы, установленный в Новгороде в середине XIV столетия, когда было составлено «Сказание о чуде» и построен каменный храм для Знаменского образа, изначально связан с празднованием дня Иакова Перского (27 ноября). Это объясняется тем, что события февраля 1170 г. — сражение и чудо от иконы — разворачивались в той части городского острога в Людином конце Новгорода, поблизости от которого находилась древняя Яковлевская церковь, известная по письменным источникам с 1143 г. По-видимому, кладбище у Яковлевской церкви послужило местом захоронения погибших при осаде. Погибших в сражении до середины XIV в. поминали именно в храме Иакова Перского, что и могло повлиять на установление уже «общеновгородского» дня празднования иконе «Знамения» как раз на день Якова Персиянина — 27 ноября, а не на последние дни февраля, когда события действительно совершились.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Святой Георгий изображен «в пару» святому Иакову, так как день осеннего праздника св. Георгию приходится на очень близкую дату — 26 ноября. Время появления на полях иконы изображений пустынников — Онуфрия и Макария — также рождало споры: его связывали с XVI в. и деятельностью архиепископа Макария, либо с обновлением Знаменского храма в середине XVII столетия и митрополитом Макарием.

Икона Русского музея происходит из не существующей ныне петербургской церкви Знамения (церковь Входа в Иерусалим — по главному алтарю). В этом храме было несколько икон «в меру» новгородской иконы, причем с одной из них связывалась легенда о написании ее в Новгороде в конце XII в., вскоре после явления самой чудотворной иконы.

В петербургских храмах было очень много списков с новгородской «Знаменской» иконы. Петербург, основанный на древних новгородских землях и в своей церковной жизни поначалу управлявшийся новгородским митрополитом, уже в XVIII столетии претендовал на некую преемственность по отношению к славному в русской истории Великому Новгороду. Возможно, это обстоятельство оказало свое влияние на возникновение уже «на петербургской почве» нового извода «Знаменской» иконы — царскосельского образа «Богоматери Знамение», почитание которого сложилось на протяжении XVIII — первой половины XIX в. Ирина Соловьева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 218.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: