Богоматерь Знамение
Конец XVI века
- Дерево, темпера. 63,5 × 51,4 × 2,8
- ДРЖ-1401
Пост. в 1929- Происходит из церкви Входа в Иерусалим Петербурга
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Икона является точным списком (копией) с лицевой стороны древней новгородской святыни — двухсторонней выносной иконы XII века, явившей свою чудотворную силу в 1170 году, когда ее заступлением Новгород был избавлен от вражеской осады. Чудотворная икона «Богоматерь Знамение» в течение многих столетий почиталась как главная покровительница Великого Новгорода, крупнейшего, наряду с Москвой, города и культурного центра Древней Руси. Вследствие широкого почитания новгородской иконы иконописцы много раз писали ее повторения для разных храмов Новгорода и обширных новгородских земель. Одно из таких точных повторений, до мельчайших деталей следующих образцу, в середине XVIII столетия оказалось в петербургском храме, придельный алтарь которого был освящен в честь чудотворной новгородской иконы. Ирина Сосновцева // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 61.
Показать полный текстНаписана как «истинное изображение и мера» прославленной новгородской иконы «Богоматерь Знамение», явившей чудо избавления города от нашествия «сопротивных» в 1170 г. На полях иконы — четыре фигуры палеосных святых — Георгий, Иаков Перский, Онуфрий и Макарий Египетский. Именно такой состав изображений на полях обязательно присутствует на иконах новгородского извода и отличает их от многочисленных списков с других чудотворных икон «Богородицы Знамение» (например, «Абалацкой», где на полях изображались Николай Чудотворец и Мария Магдалина, или «Знаменской» иконы московского Златоустовского монастыря, на полях которой помещались образы Николая и Иоанна Новгородского).
Уже в XIX в. были предложены различные объяснения причин появления именно этих изображений на новгородском чудотворном образе, которые не одновременны центральному изображению Богоматери и дополнили его не ранее XVI в. Согласно современным исследованиям, культ «Знаменской» иконы, установленный в Новгороде в середине XIV столетия, когда было составлено «Сказание о чуде» и построен каменный храм для Знаменского образа, изначально связан с празднованием дня Иакова Перского (27 ноября). Это объясняется тем, что события февраля 1170 г. — сражение и чудо от иконы — разворачивались в той части городского острога в Людином конце Новгорода, поблизости от которого находилась древняя Яковлевская церковь, известная по письменным источникам с 1143 г. По-видимому, кладбище у Яковлевской церкви послужило местом захоронения погибших при осаде. Погибших в сражении до середины XIV в. поминали именно в храме Иакова Перского, что и могло повлиять на установление уже «общеновгородского» дня празднования иконе «Знамения» как раз на день Якова Персиянина — 27 ноября, а не на последние дни февраля, когда события действительно совершились.
Святой Георгий изображен «в пару» святому Иакову, так как день осеннего праздника св. Георгию приходится на очень близкую дату — 26 ноября. Время появления на полях иконы изображений пустынников — Онуфрия и Макария — также рождало споры: его связывали с XVI в. и деятельностью архиепископа Макария, либо с обновлением Знаменского храма в середине XVII столетия и митрополитом Макарием.
Икона Русского музея происходит из не существующей ныне петербургской церкви Знамения (церковь Входа в Иерусалим — по главному алтарю). В этом храме было несколько икон «в меру» новгородской иконы, причем с одной из них связывалась легенда о написании ее в Новгороде в конце XII в., вскоре после явления самой чудотворной иконы.
В петербургских храмах было очень много списков с новгородской «Знаменской» иконы. Петербург, основанный на древних новгородских землях и в своей церковной жизни поначалу управлявшийся новгородским митрополитом, уже в XVIII столетии претендовал на некую преемственность по отношению к славному в русской истории Великому Новгороду. Возможно, это обстоятельство оказало свое влияние на возникновение уже «на петербургской почве» нового извода «Знаменской» иконы — царскосельского образа «Богоматери Знамение», почитание которого сложилось на протяжении XVIII — первой половины XIX в. Ирина Соловьева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 218.
Выставки: «России женское лицо». Центр искусств "Табакалера" Фонда Пабло Пикассо (Испания, г. Малага). 2019-2020